Российский производитель сдерживает колоссальное давление
Сегодня доля индийских (в большей степени) и вьетнамских (в меньшей степени) огурцов на российском рынке достигает 80–85%. На эти цифры никак не повлияли ни текущая экономическая ситуация, ни курс доллара, которым оплачивается импорт. Почти все маринованные и соленые огурцы, изготовленные в Индии, уходят на экспорт, сама страна их практически не потребляет. Первое место по импорту занимает Россия, дальше идут страны Запада: Канада, США , Франция, Германия. Сегодня отечественный огурец оказался в очень сложной ситуации, он с трудом борется хотя бы за рынок своей страны.
Длина огурца зависит от дешевизны рабочей силы
Самое очевидное отличие российского огурца от индийского заключается в его размерах. В нашей стране практически не собирают огурцы длиной менее 6 сантиметров, это сложно сделать даже с технологической точки зрения: высадку и сбор огурца невозможно автоматизировать. Огромные человеческие ресурсы и низкая стоимость рабочей силы в Индии позволяют эффективно «прочесывать» грядки самым ранним утром и собирать овощи длиной 1–3 и 3–6 сантиметров. К процессу сбора и работы на фабриках часто подключают несовершеннолетних. Работа эта очень непростая и в случае с Индией – регулярная. Климат страны позволяет собирать 3–4 урожая в год. Иначе говоря, за исключением двух месяцев в году (мая и августа), продолжается «огуречный сезон».
Приоритет индийского производства – обеспечение количества
Процесс заготовки огурцов в Индии, в отличие от стран Запада, не усложнен автоматизацией и применением передовых технологий. После сбора и доставки огурцов на переработку начинается процесс калибровки (надо сказать, достаточно точной). Далее овощи промывают, и часть из них отправляется на фасовку по банкам. Такая индийская продукция является более качественной, но ее поставки в Россию масштабными назвать нельзя. Большая часть сырья прямо с транспортной ленты сбрасывается в большие пластиковые бочки. В них огурцы сразу же заливают глубоким уксусным раствором и отправляют в так называемые отстойники, где происходит процесс маринования. Уже через пару недель бочки перемещают на «склад», в качестве которого обычно выступает двор предприятия, а после этого продукция отправляется для дальнейшей расфасовки в Россию, США и страны Европы.
Бочка проходит тысячи километров
Забитые под завязку бочки различными транспортными путями отправляются в Россию. Обычно, чтобы добраться до нашей страны, бочке с огурцами требуется более 30 дней. За это время маринованные овощи, повторяя подвиг Афанасия Никитина, должны преодолеть половину земного шара. В ходе транзита груз пересекает 3 климатических (от субэкваториального до умеренного) и 3–4 часовых пояса. Для того чтобы продукция смогла добраться до пункта назначения, овощи перевозятся в концентрированной уксусной кислоте, которая не позволяет огурцам испортиться во время продолжительного путешествия.
Огурец проходит химическую обработку
Cильный раствор кислоты является своеобразной «броней» для продукции: он защищает огурцы от воздействия агрессивной окружающей среды. Но сразу употреблять в пищу индийский огурец невозможно. Для того чтобы сбить кислый вкус, российские перефасовщики в течение 1–2 суток вымачивают овощи либо промывают их проточной водой. Вне зависимости от подхода, в результате огурец теряет остатки полезных веществ и цвет. Важно понимать, что огурец на 95% состоит из воды и на 5% из прочих веществ, в том числе и полезных. После активной промывки последний процент начинает стремиться к нулю. Кроме того, после этих процедур овощ выглядит крайне неаппетитно: он превращается в мягкий белесый цилиндр. В таком виде продать огурец невозможно, и его приводят «в форму» с помощью красителей, иногда химических, и приправляют хлоридом кальция. Первые вещества придают полуфабрикату цвет, вторые – заставляют его твердеть и наделяют хрустом. Натурального в таком огурце становится совсем мало. После этого продукт заливают уже более слабым маринадом, засыпают в него специи, клеят этикетку и отправляют в торговые сети.
Индийский огурец часто «притворяется» российским
Лишь небольшая часть российских производителей при маркировке своей продукции указывают информацию о ее индийском происхождении. Определенная категория отечественных предприятий предпочитает маскировать индийскую продукцию и маркировать ее как «сделанную в России». Такая практика пользуется популярностью по двум причинам. Во-первых, местное происхождение повышает уровень продаж. Во-вторых, достоверно выяснить географию огурца невозможно даже с помощью лабораторных испытаний. Идентифицировать псевдороссийскую продукцию можно по некоторым косвенным признакам: длина индийского овоща, в отличие от русского огурца, может составлять 1–4 сантиметра, а дата производства по-настоящему отечественной продукции не может приходиться на декабрь или, например, февраль.
Дело в том, что промышленный сбор огурцов в нашей стране ограничен периодом с июля по сентябрь, точнее, с середины июня по середину августа, но при хороших погодных условиях – до сентября. А все, что произведено вне этого срока, скорее всего, является азиатским полуфабрикатом.
Они не вкуснее
Производственная цепочка изготовления российского огурца гораздо короче, она не требует многократных консерваций и искусственных методик для исправления внешних дефектов продукции. Именно поэтому практически все участники рынка согласны с тем, что индийский огурец, при всех своих эстетических преимуществах – насыщенном (иногда благодаря химии) цвете, маленьком размере и точной калибровке, – все-таки уступает российскому овощу во вкусе. За который в конечном счете потребитель и платит свои деньги.
Тем не менее выбрать действительно высококачественный продукт можно только с помощью веерных исследований Роскачества, ориентируясь на российский Знак качества, который стоит искать на этикетке товара.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.