Разнообразие сценариев
Мошенникам приходится постоянно изобретать новые варианты, чтобы заработать себе на хлеб (часто – с маслом). Иногда, правда, их уровень фантазии зашкаливает и выдает абсурдное.
Но в этом есть и большой плюс, так как заставляет жертву обратиться к здравому смыслу и включить осознанность.
Финансовые мошенничества
Специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества прежде всего хотят напомнить о безопасности при пользовании онлайн-банкингом и информацией с платежных карт.
-
Не переходите по ссылкам, вызывающим подозрения. Мошенники чаще всего присылают письма на электронную почту, в социальную сеть или один из мессенджеров (Telegram, WhatsApp), к которому привязан ваш номер телефона. Кликая на ссылки из сообщений, вы рискуете попасть на фейковую страницу, которая визуально не отличается от официальной страницы банка.
-
Используйте веб-версию личного кабинета только на официальном сайте банка. При авторизации, как правило, банк высылает СМС с кодом подтверждения для входа.
-
Помните, что работники банка никогда не запрашивают у клиентов пароли, CVV и коды из СМС. В любых непонятных ситуациях звоните на горячую линию своего банка.
Сценарии мошенников при звонках из «Сбербанка» и других организаций часто имеют лихо закрученный сюжет. С одной стороны, такая тактика призвана ошеломить жертву, а с другой – это не то что звоночек, это прям целый колокол о том, что вас пытаются «развести».
Изучите сами, расскажите детям и родителям о правилах осуществления переводов. Конфиденциальную информацию из СМС и личных сообщений нельзя никому сообщать. Работники банков и полиции не звонят по мобильным номерам гражданам. Если вы в чем-то сомневаетесь или не знаете, как поступить при работе с банковскими продуктами, позвоните непосредственно в банк. Номер телефона всегда указан на официальной странице организации.
По возможности подключайте определители номеров. Некоторые операторы связи сейчас предлагают опцию «Кто звонит?», когда на экране высвечивается название организации. И совет максимум – не принимайте звонки с незнакомых номеров.
Другие варианты «разводов»
Телефонные мошенники умело применяют методы социальной инженерии, играя на эмоциях людей и принуждая к быстрому принятию решений. Таким образом, они могут запугивать, давить на жалость, взывать к чувству ответственности, искушать возможностями легкого заработка и выигрышами.
Совсем недавно граждан начали обманывать с грузинских номеров с кодом 995. По невнимательности код можно принять за российский – 985. А дальше схема та же – на линии якобы сотрудник МВД с историей про подделку доверенности или кражу денег с чужого счета.
Как защититься от мошенников
Используйте двухфакторную аутентификацию (2FA).
Не отвечайте на вопросы и не подтверждайте персональную информацию, которую могут сообщать мошенники в ходе телефонного разговора (ваш ли это номер паспорта? являетесь ли вы клиентом какого-то банка? оставляли ли вы заявку на кредит?).
Уточните контактные данные сотрудника, который ведет с вами разговор, и цель звонка, повесьте трубку и перезвоните по официальному номеру телефона в ту организацию, сотрудником которой представился человек.
Установите определитель номера.
Если вам поступил подозрительный звонок или СМС, рекомендуем сообщить об этом по номеру МВД России 8-800-222-74-47 или в полицию по номеру 02/102 и не реагировать на просьбы мошенников.
В материале были использованы ответы читателей из опроса «Мошенники в интернете». Стиль авторов сохранен.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.