Стремясь повысить комфорт использования, многие автолюбители тонируют стекла своих автомобилей. А потом сталкиваются с совершенно неожиданными проблемами, ведь многое в этой области запрещено. Какие правила тонировки актуальны сейчас, расскажем в этой статье.
Какая бывает тонировка
Затемнять окна автомобилей могут разными способами:
-
Специальная несъемная пленка.
-
Съемная пленка из ПВХ.
-
Шторки (могут быть из разных материалов, также съемные и несъемные).
-
Электронная тонировка (устанавливаются два стекла, между ними состав, управляя которым можно менять уровень светопроницаемости).
Обычно тонировку используют для того, чтобы снизить температуру в салоне (он не нагревается солнцем так сильно), скрыть происходящее внутри (в том числе от злоумышленников, которые могли бы украсть что-то), дополнительно защитить стекла (это возможно, если использовать пленку или устанавливать стекла из специальных материалов).
В каких законах есть ограничения по тонировке
Есть несколько документов, в которых указано, какие ограничения накладываются на тонировку, а какие изменения стекол разрешены.
ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Содержит два ограничения: тонировка не должна препятствовать правильному восприятию зеленого, желтого, красного, голубого, белого цветов; тонировка не должна быть зеркальной. Теоретически ГОСТ допускает нанесение в верхней части лобового стекла полосы тонировки, но она не должна закрывать обзор водителю и препятствовать безопасному вождению.
ПДД тоже содержат ограничения на нанесение тонировки. Правда, формулировка расплывчатая: если тонировка ограничивает обзор водителя, то такой автомобиль использовать нельзя (исключение составляют прозрачные пленки на верхней части лобового стекла, они должны быть не шире 14 см для легковых автомобилей; тонировка, которая соответствует требованиям ТР ТС 018/2011, к нему мы еще вернемся; шторки на задних стеклах автомобилей, если установлены оба зеркала заднего вида, шторки на окнах туристических автобусов).
Технический регламент 018/2011. Запрещает использование тонировки, светопропускание которой составляет менее 70% (60% для бронированных автомобилей). Этот параметр показывает, какое количество солнечных лучей проникает через тонировку, то есть степень ее проницаемости и прозрачности. Грубо говоря, любые изменения на окнах должны быть такими, чтобы водитель продолжал хорошо видеть дорогу и тонировка не препятствовала безопасному вождению.
Если суммировать, самые главные требования — чтобы тонировка пропускала 70% световых лучей и больше, не закрывала бóльшую часть лобового стекла, не мешала водителю видеть дорогу и ориентироваться.
Ответственность за нарушение требований к тонировке
За несоблюдение перечисленных выше требований положен штраф (ст. 12.5 КоАП РФ), правда, он составляет всего 500 рублей. Такое же наказание положено за использование приспособлений, которые ограничивают обзор (например, шторки), но можно отделаться и предупреждением.
Важно! Штраф могут наложить лишь в том случае, если автомобиль участвует в дорожном движении, то есть, на нем куда-то едут. Если машина просто припаркована, штрафовать владельца нельзя. Но как только авто с нарушениями окажется на дороге, могут остановить и оштрафовать. Причем, делать это будет каждый полицейский, который заметит несоответствие, ГОСТу, правилам движения или техническому регламенту, то есть штраф возможен не один раз. Если же выяснится, что водитель уже получал штраф и не исправил нарушения, его могут оштрафовать уже по ст. 19.3 КоАП РФ, а это уже сумма размером 2000–4000 рублей или арест на 15 суток.
Обратите внимание! Есть мнение, что штрафа удастся избежать, если при инспекторе ГИБДД снять тонировку (когда речь о пленке или шторках), но это миф. Более того, если водитель снимет тонировку, потом снова ее наклеит и отправится в дорогу, его оштрафуют повторно. Единственный способ избежать наказания за тонировку — наносить ее с соблюдением всех требований.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.