Центр цифровой экспертизы Роскачества создает платформу экспертного и общественного мониторинга качества сервиса интернет-магазинов. Пилотный проект будет запущен уже в ноябре.
В 2018 году компания GfK и «Яндекс-маркет» провели исследование и выяснили, что 29 миллионов россиян хотя бы раз в полгода совершают онлайн-покупки. По данным исследовательского центра «Ромир», средняя сумма заказа составляет 9100 рублей. Низкие цены — главная причина покупок в сети, именно поэтому в большинстве случаев люди стремятся покупать там, где дешевле, однако часто это «дешевле» представляет собой «мышеловку». Мошенники активно наживаются на простом человеческом желании сэкономить и низкой цифровой грамотности граждан. Именно поэтому на просторах сети так много фишинговых сайтов, повторяющих дизайн популярных интернет-магазинов в целях введения в заблуждение потребителя и возможного перехвата его денежных средств.
Центр цифровой экспертизы Роскачества считает важным объяснить потребителям, каким интернет-магазинам можно доверять, и на что обращать внимание при покупке. Это и собирается сделать Роскачество в рамках проекта по созданию реестра доверенных сайтов интернет-магазинов.
«Знак качества в электронной торговле – это признаваемый в международной практике инструмент деловой этики для создания доверительного отношения населения к покупкам в сети Интернет и их защиты от недобросовестных продавцов. В Европе, получая trustmark, компания принимает правила поведения на рынке, получает доступ к сервису досудебного урегулирования споров. Там же, кстати, этот знак могут получить и иностранные электронные площадки. В нашей стране возможность создания системы независимой экспертизы качества товаров и услуг в сети Интернет длительное время обсуждалась, отдельные общественные объединения разрабатывали для своих членов собственные марки качества. Роскачеством запускается механизм мониторинга участников российского рынка интернет-торговли. Отмечая интернет-магазины, соответствующие набору требований стандартов качества, Роскачество формирует некую бизнес-среду интернет-компаний, предлагающих торговый сервис на наиболее высоком профессиональном уровне, демонстрирует лучшие торговые практики. В высоко конкурентной среде это стимулирует и других участников рынка им соответствовать».
Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества проведут тщательную проверку веб-ресурсов на соответствие требованиям стандарта Российской системы качества, а вот оценивать качество предоставляемых магазинами услуг будут сами потребители. Полномасштабный запуск проекта планируется во второй половине 2020 года – одновременно с началом работы специализированной платформы Роскачества по оценке потребителей товаров и услуг.
«Этот проект, как и другие веерные исследования Роскачества, несет, в том числе, и образовательную функцию. Наша задача – объяснить и продемонстрировать потребителям, на что необходимо обращать внимание при выборе интернет-магазина, как не попасть на удочку мошенников и не остаться без товара и денег. На первом этапе мы, разумеется, не сможем проверить по нашему строгому чек-листу все интернет-магазины, но тем не менее обратим внимание граждан на правила, которыми следует руководствоваться при проверке интернет-магазина».
Для проведения исследований технический комитет Роскачества, в который входят ведущие отраслевые эксперты, разработал стандарт требований к качеству и безопасности сайтов электронной коммерции. Стандарт содержит как обязательные требования к интернет-магазинам, такие, как наличие политики в отношении обработки персональных данных, использование протокола шифрования HTTPS и действительного SSL-сертификата, отсутствие переводов на карты физ. лиц или электронные кошельки, наличие информации об интернет-магазине (в частности, наименование юридического лица) и др., так и менее критичные требования – например, контактный номер телефона, информация о режиме работы и оплате, корректность ссылок, наличие формы обратной связи (или электронной почты) и др. Главная цель экспертов Роскачества – отсеять мошеннические интернет-площадки, сделать так, чтобы проверку могли пройти только добросовестные продавцы, у которых можно без опасений покупать товар. Если сайт интернет-магазина соответствует требованиям Роскачества на 100%, то ему будет присвоен максимальный балл и электронный сертификат, а также дано право на размещение виджета с оценкой Роскачества, который станет для покупателей ориентиром и гарантией качества.
Запуск проекта запланирован на ноябрь – первыми проверку пройдут сайты билетных агентств, так как в последнее время участились случаи приобретения липовых билетов – мошенники создают фейковый сайт и продают билеты, которых не существует. Старт проекта также поддержал Роскомнадзор. «Сегодня потребитель цифровых услуг нуждается в дополнительных рыночных индикаторах, которые помогут ему оценить тот или иной сервис не только по таким показателям, как цена или удобство, но и по уровню безопасности, качества услуг и т.д. Предоставляя свои персональные данные различным интернет-магазинам, человек должен знать, на каком уровне защищено его личное пространство. Специалисты Роскачества сегодня обладают достаточным уровнем экспертизы, чтобы предоставить потребителю объективную информацию», – отметили в пресс-службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В следующем году Роскачество приступит к исследованию действующих на российском рынке интернет-магазинов самых разных категорий – одежда, обувь, косметика, книги, подарки, игрушки и прочее.
При этом проверка экспертами сайтов интернет-магазинов – это лишь часть исследования. Вторая его часть заключается в оценке самими потребителями качества услуг, предоставляемых интернет-магазинами.
Это будет не разовое исследование, а регулярный публичный мониторинг. Интернет-магазинам придется побороться за высокие оценки экспертов Роскачества и покупателей – для этого сайт и сервис должны быть на высоте. Данный проект нацелен защитить потребителей от мошеннических сетей, а также рассказать им, на что обращать внимание при выборе интернет-магазина.
Важная часть работы Роскачества связана с проверкой цифровых товаров и услуг. С этой целью в марте 2017 года в Роскачестве создано подразделение «Центр цифровой экспертизы». В задачи ЦЦЭ входит проведение исследований цифровых товаров и услуг, повышение цифровой грамотности граждан. Для этого Роскачество разрабатывает семейство цифровых стандартов, первым из которых стал стандарт требований к качеству и безопасности мобильных приложений, и проводит испытания мобильных приложений социально-значимых категорий. На данный момент испытано более 700 цифровых товаров, в т.ч. таких категорий, как личные финансы, покупка авиабилетов, заказ продуктов – всего 16 веерных исследований.
Зарубежные коллеги из Германии и Чехии уже давно проверяют интернет-магазины, тем самым контролируя отрасль и повышая доверие потребителей к интернет-шопингу. Центр цифровой экспертизы Роскачества собирается запустить такой же проект и в России.
Запустили?