Роскачество запускает исследование томатного сока: более 15 торговых марок будут исследованы по 30 показателям качества и безопасности. В преддверии исследования специалисты Роскачества совместно с Российским союзом производителей соков подготовили рекомендации по выбору томатного сока.
По данным аналитического агентства AC Nielsen, томатный сок является наиболее популярным овощным соком в России и в целом в мире. Так, доля продаж томатного сока в России составляет порядка 8%, уступая яблочному, мультифруктовому и апельсиновому (20%, 11% и 10% соответственно).
«Томатный сок является самым популярным овощным соком в России и обладает не только прекрасными вкусовыми качествами, он очень полезен. Вещества, содержащиеся в томатах, оказывают значительное влияние на снижение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у человека».
О предстоящем исследовании
В рамках исследования эксперты Роскачества проверят более 15 торговых марок томатного сока по всей России. Продукция будет исследована более чем по 30 показателям качества и безопасности, среди которых проверка сока на содержание нитратов, пестицидов, тяжелых металлов, микотоксинов, красителей, консервантов, а также по органолептическим показателям. Помимо этого, эксперты оценят достоверность маркировки выбранных для исследования торговых марок томатного сока.
Одним из важных векторов исследования станет проверка распространенного потребительского мнения о том, действительно ли пакетированный томатный сок производят из порошка и «химии» с добавлением красителей и ароматизаторов. Эксперты также проверят и «полезность» сока, оценив в продукте содержание клетчатки, пектина, ликопина, витаминов и минералов – калия, кальция, йода и других.
О пользе томатного сока
Томатный сок является одним из наиболее богатых на содержание полезных элементов напитков. Согласно данным Российского союза производителей соков, в 100 г пакетированного томатного сока содержится в среднем: 220 мг калия, 11 мг магния, 20 мг фосфора. Один стакан томатного сока способен удовлетворить суточную потребность человека в меди на 15%, в в-каротине на 20%.
Помимо этого, томатный сок – лидер по содержанию ликопина, сильного акнтиоксиданта, способствующего снижению уровня холестерина в крови и улучшает общее состояние кровеносных сосудов, снижает риск развития атеросклероза. «Ликопина в томатном соке содержится в несколько раз больше, чем в томатах, потому что в процессе изготовления томатного сока при термической обработке количество ликопина увеличивается. По содержанию ликопина томатный сок - признанный рекордсмен, в одной порции содержится более 100% суточной потребности в этом веществе», - отмечает Людмила Хомич.
Как не ошибиться в выборе качественного томатного сока
Один из основных и одновременно лучших инструментов при выборе качественного сока – его маркировка. Обратите внимание на название самого продукта: сок, нектар или сокосодержащий напиток.
Чтобы получить концентрированный сок, из сока, отжатого из плодов, удаляют не менее 50% воды. Сок становится густым и вязким, так он лучше хранится и может перевозиться на большие расстояния. Далее концентрированному соку возвращают прежнюю консистенцию – восстанавливают, и получается продукт, который по своим вкусовым качествам и пользе не уступает свежему соку.
Что касается нектара, в нем, как правило, содержится от 20 до 50% сока (но может быть и больше). Он смешан с водой, в него может быть добавлен сахар или мед.
В сокосодержащих напитках содержится не менее 10 % сока. Данные напитки довольно разнообразны, при этом в них (как и в соки или нектары) ни в коем случае нельзя добавлять консерванты.
На потребительской упаковке томатного сока также указываются рекомендации об условиях хранения такой продукции после вскрытия упаковки.
Помимо этого, этикетка должна содержать следующую информацию:
- Наименование пищевой продукции.
- Состав.
- Объём.
- Дата изготовления.
- Срок годности.
- Условия хранения, а также условия хранения после вскрытия упаковки.
- Наименование и место нахождения изготовителя.
- Рекомендации и (или) ограничения по использованию и приготовлению.
- Показатели пищевой ценности.
- Сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО).
- Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Упаковка: есть ли разница?
Соковую продукцию разрешено разливать в различную упаковку: стекло, многослойную картонную упаковку, пластиковую бутылку и каждая из них имеет свои преимущества.
- Чаще всего встречается многослойная картонная упаковка. Она позволяет применять наиболее щадящую тепловую обработку продукта, а также такая упаковка очень удобна для потребителя – она легкая и прочная. Главное преимущество такой упаковки в том, что она не пропускает воздух и солнечный свет, тем самым препятствует изменениям вкусовых и питательных свойств продукта.
- Стеклянная упаковка имеет хорошие барьерные свойства, но вот от света не защищает. Зато через стекло видно, как выглядит продукт — его цвет и консистенция. Также сок в красивой стеклянной упаковке может стать приятным дополнением к любому подарку.
- Пластиковая упаковка – легкая и удобная, но продукция в ней, как правило, имеет меньший срок годности по сравнению с упаковкой из стекла или картона.