05.12.2024

Чем сетевой маркетинг отличается от пирамиды

Добавить в закладки
С начала 2024 года Центробанк России обнаружил в 1,7 раза больше организаций с признаками финансовых пирамид по сравнению с прошлым годом. В среднем жертвы теряют от 80 до 100 тысяч рублей на своих «инвестициях». Желая быстро увеличить свой доход, многие не замечают, как попадают в сети мошенников, ошибочно считая, что участвуют в легитимной схеме, завуалированной в том числе и под сетевой бизнес. Как отличить сетевой бизнес от финансовой пирамиды, рассказывает Центр финансовой экспертизы Роскачества

Что такое финансовая пирамида и как она работает?


Финансовые пирамиды представляют собой мошеннические схемы, заманивающие людей обещаниями высокой прибыли. При этом такие организации не осуществляют никакой реальной инвестиционной или предпринимательской деятельности. Их владельцы в конечном итоге исчезают с деньгами вкладчиков.

Существует несколько типов финансовых пирамид:

  • Одноуровневые. Зачастую называются схемами Понци. В них первые инвесторы получают прибыль за счет вложений новых участников. Как только новых вкладчиков становится недостаточно, схема разрушается.
  • Многоуровневые. Здесь участникам необходимо постоянно привлекать новых вкладчиков, чтобы получать прибыль. Такую схему можно поддерживать только при постоянном росте числа новых участников.
  • Матричные. В таких схемах участник совершает вклад и вписывается в матрицу. Чтобы продвинуться по уровням, ему вновь необходимо было привлекать людей, которые будут заполнять имеющиеся позиции и создавать новые уровни.


Финансовые пирамиды существуют как в реальной жизни, так и в интернете, часто выдавая себя за «инвестиционные проекты» или «кассы взаимопомощи».

Что такое сетевой маркетинг и как он работает?


Сетевой маркетинг представляет собой способ прямых продаж от производителя к потребителю без участия розничных посредников.

В этой модели любой желающий может стать продавцом.

Основные способы заработка включают:

  • Продажу товаров. Дистрибьюторы покупают продукцию по сниженной цене и продают ее по полной стоимости, зарабатывая на разнице.
  • Подбор новых дистрибьюторов. Каждый новый участник создает многоуровневую маркетинговую структуру, где каждый уровень приносит проценты от продаж своих подчиненных.


Пример

Анна начинает с приглашения троих участников. Они, в свою очередь, приглашают 2–4 человек, и этот процесс продолжается дальше. В результате она может создать сеть из пяти уровней продавцов. На вид схема взаимодействия будет напоминать треугольник или пирамиду.

Участники команды Анны могут получать товары непосредственно от нее, а также сами приобретать их на складе или оформлять доставку. Каждая покупка, сделанная человеком из команды, автоматически фиксируется и приносит процентный доход тем, кто пригласил этого человека в цепочку.


В настоящее время сетевой маркетинг рассматривается как легитимная форма предпринимательства. Важно зарегистрировать бизнес в соответствии с законодательством.

Чем отличается сетевой маркетинг от финансовой пирамиды


Подробно разобрали в таблице, в чем существенное отличие сетевого бизнеса от финансовых пирамид.

17562_Чем отличается сетевой маркетинг от финансовой пирамиды.jpg

Как финансовые пирамиды маскируются под сетевой маркетинг


Наличие определенных «красных флагов» может сигнализировать о высоком риске мошенничества.

  • Товар. Мошенники склонны продавать виртуальные товары. Такие термины, как «кешбэк», «франшиза», «блокчейн» или «искусственный интеллект», часто используются, чтобы избежать проблем с логистикой и обеспечить анонимность.


Пример. Пирамида Switips реализовывала пакеты кешбэка, предлагая пользователям заплатить взнос в 140 тыс. рублей, чтобы получить доступ к сервису, который якобы генерировал кешбэк. На самом деле выплата кешбэка осуществлялась исключительно из взносов новых участников. Чтобы получить доход, эти пакеты предлагалось продавать своему окружению по принципам сетевого маркетинга.

  • Сроки. В мошеннических схемах вам предлагают заплатить заранее, а получить товар позже. При этом «менеджеры» сразу получают комиссию от взносов, которые вносят новые участники.

Примеры. Жилищный кооператив BestWay предлагал квартиры всего за 35% от их рыночной стоимости, однако пайщики могли ждать своей очереди годы. Если кто-то хотел получить квартиру быстрее, ему приходилось привлекать в кооператив новых участников.

  • Цена. Мошенники часто завышают цену в разы, аргументируя это уникальностью своего предложения.

Пример. Компания «Адвокард» продавала абонементы на юридические услуги по цене от 50 тыс. до 70 тыс. рублей, в то время как аналогичные услуги на рынке стоили от 3 до 10 тыс. рублей. Кроме того, участников сильно привлекают высокие выплаты за привлечение новых клиентов. Когда поток новых покупателей иссяк, заработки завершились, оставшиеся клиенты остались с курсовыми абонементами, которые они купили за завышенные суммы, не имея возможности эффективно их использовать или продать.

Сетевой маркетинг тоже может попасть под подозрение и обвинение в организации сетевой пирамиды. Компания Herbalife дважды была обвинена в мошенничестве, но ее владельцы смогли доказать, что прибыль они получают от продажи и производства товаров.

Создание финансовых пирамид квалифицируется как уголовное преступление. Чтобы узнать, является ли компания законной, вы можете посетить сайт Центробанка. Там представлен список зарегистрированных организаций. Кроме того, в специальном разделе на сайте ЦБ России можно обнаружить информацию о возможных признаках незаконной деятельности.
0 комментариев
Наверх

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара