Плюсы электронной подписи
Электронная подпись задумана как специальный блок цифровой информации для идентификации человека без его непосредственного присутствия. ЭП бывает для физических и юридических лиц, имеет разные степени защиты и сферы применения. Ею можно подписывать различные электронные документы.
Приобрести простую электронную подпись можно, подав заявку на портале Госуслуг. ЭП уменьшит бумажную волокиту. Например, позволит удаленно подать заявление о смене паспорта.
Можно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП) и получить весь спектр возможностей на сайтах Госуслуг, Росреестра, ИФНС. Выдать ее может только аккредитованный удостоверяющий центр. И мошенники стремятся заполучить именно ее.
Мошенники собирают подписи
Добыв каким-либо образом копии документов, мошенники могут сделать ЭП от вашего имени. Интересно, что аферисты больше не прибегают «к услугам» бездомных лиц, а промышляют покупкой ксерокопий паспортов обычных людей в разных организациях. Таким образом злодеи открывают себе доступ к большим возможностям – зарегистрировать юрлицо, получить кредит, оформить сделку с недвижимостью и т. д.
Так, простой добропорядочный гражданин может быть неприятно удивлен, что, оказывается, уже давно открыл ИП или является руководителем десятка организаций. Информацию можно проверить в своем личном кабинете на Госуслугах, а также в личном кабинете налогоплательщика.
– Электронные подписи физических лиц мошенников интересуют в малой степени. Однако и с ними можно наворотить дел: оформить кредит, зарегистрировать фирму. Злоумышленники охотятся за ЭП предпринимателей, руководителей, бухгалтеров или сотрудников с генеральной доверенностью.
С такой ЭП можно провести махинации на большие суммы, снять деньги с банковских счетов, продать и оформить на себя имущество, сорвать сделки и даже совершить рейдерский захват фирмы.
Электронная подпись не панацея, но она усложняет задачу ворам и аферистам: украсть чужую цифровую подпись труднее, чем подделать ручкой на бумаге. Кроме того, вычислить аферы с электронной подписью легче, чем с поддельной.
Следует ответственно подходить к хранению своих документов, паролей и доступов. А также тщательно выбирать удостоверяющий центр.
По данным с сайта МВД России, в 2021 году полиция возбудила дело о кибермахинациях по созданию лжефирм. Сотрудники нескольких удостоверяющих центров незаконно использовали персональные данные граждан для создания ЭП.
Техника безопасности с ЭЦП
Роскачество рекомендует придерживаться следующих правил:
-
выбирать только аккредитованный удостоверяющий центр;
-
хранить носитель с ЭЦП в надежном месте;
-
создать сложный пароль для токена с подписью;
-
блокировать доступ на компьютер посторонним;
-
установить хороший антивирус;
-
игнорировать подозрительные электронные письма;
-
никому не пересылать копии своих документов.
– В случае выявления совершения неправомерных действий с электронной подписью необходимо незамедлительно отозвать ее и обратиться в правоохранительные органы.
По сообщению МВД, основными махинациями с ЭП являются: получение злоумышленниками ключей или сертификатов проверки ЭП, оформленных на другого человека; введение в заблуждение сотрудников удостоверяющего центра; сговор с сотрудниками удостоверяющего центра; кража флешки с ключом либо покупка ключа, оформленного на подставное лицо.
В итоге такие обманные схемы приводят к совершению различных составов преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ: кража, мошенничество, регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом, вымогательство и т. д.
Что касается самих удостоверяющих центров, то в настоящее время за нарушение обязательных требований, установленных ФЗ «Об электронной подписи», для них прежде всего предусмотрена административная ответственность (ст. 13.33 КоАП РФ): размер штрафа зависит от допущенного нарушения и колеблется от 10 тысяч до 1 млн рублей.
Учитывая, что незаконное использование электронных подписей наиболее часто происходит при хищениях имущества и для создания или переоформления компаний, можно следовать таким рекомендациям:
-
Регулярно проверять Единый государственный реестр юридических лиц на наличие оформленных на себя фирм (с помощью специальных сервисов либо на официальном сайте ФНС). В случае обнаружения организации, в которой гражданин указан в роли директора или учредителя, но фактического отношения к ней не имеет, в кратчайшие сроки подать в налоговую соответствующее заявление.
-
Подать в Росреестр заявление о невозможности проведения сделок с недвижимостью без личного участия. Такое заявление можно направить в электронном виде в личном кабинете Росреестра, а также лично в МФЦ или по почте (услуга предоставляется бесплатно).
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.