06.09.2024

Как адаптировать первоклассника к школе: советы родителям

Добавить в закладки
Первые месяцы в школе очень важны для первоклассника. Этот период формирует отношение к самому процессу обучения, определяет желание или нежелание учиться в целом. Важно грамотно помочь ребенку освоиться в школе, чтобы у него появилась мотивация к дальнейшей учебе.

Первый класс и даже начальная школа нужны не только для того, чтобы ребенок научился писать, считать и так далее. Другая его важная роль — сформировать положительную мотивацию к обучению и поддерживать ее. Это поможет не только в начальной школе, но и в средней, и в старшей и в целом заложит интерес к обучению, развитию и познанию.

Доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы, заведующая кафедрой клинической психологии и социальной работы (ИКПСР) РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России Вера Никишина перечисляет несколько советов, которым нужно следовать, чтобы достичь этих целей.

Не показывайте, что волнуетесь за ребенка 

Первые учебные дни — стресс для ребенка. Важно не акцентировать его внимание на том, что ему должно быть сложно. Тем более не транслируйте первокласснику свои тревоги. Не показывайте, что волнуетесь: вдруг ребенок не справится, будет получать плохие оценки, не вольется в коллектив и так далее. Не нужно бурно и негативно реагировать на его неудачи (если таковые случатся) и делать из этого драму. Постарайтесь контролировать себя, убрать лишние эмоции и не выказывайте собственного напряжения. Потому что ребенок все чувствует и перенимает страхи. Лучше покажите, как верите в него, хвалите за успехи и так далее.

Соблюдайте режим дня

Если сейчас, на старте, вы выстроите распорядок жизни, то ребенок без труда будет далее его придерживаться. Пусть школьник ложится спать и встает в одно и то же время, пусть он знает, что в определенное время у него прогулка / спортивная тренировка / время для уроков/отдыха и др. Наличие режима дает чувство контроля над своей жизнью и спокойствие. Хаотичный же режим дня создает дополнительное напряжение, неопределенность и усложняет привыкание к новому этапу в жизни.

Сохраняйте авторитет учителя

Очень важно учиться у того, кого уважаешь. Поэтому не критикуйте учителя без весомого повода при ребенке. Это нужно не самому учителю, это нужно ребенку для сохранения его мотивации к обучению. Все возникающие вопросы можно обсудить с преподавателем напрямую. 

Предоставьте ребенку возможность самому выстраивать отношения с одноклассниками

Очень важными для ребенка являются отношения с одноклассниками. По текущим наблюдениям, можно сказать, что родители очень хотят помочь и излишне вмешиваются в школьные отношения, пытаются подружить ребенка с другими детьми, контролируют «ход» дружбы и так далее. Но важно вмешаться, только когда отношения действительно обострены, имеет место школьный буллинг, есть опасность для здоровья ребенка. В остальных случаях старайтесь минимизировать свое участие в общении вашего ребенка с другими детьми. Дайте ему возможность совершать ошибки, дружить и ссориться, а потом мириться и вновь начинать сначала. Этот опыт поможет ему выстраивать отношения и на следующем, крайне проблематичном периоде подросткового возраста. 

Не изолируйте ребенка от общения со сверстниками, не пытайтесь их организовать по такому же принципу, как отношения взрослого и ребенка. Не заменяйте эти отношения отношениями со взрослыми. 

Внимательно отнеситесь к нежеланию учиться

Сейчас достаточно типичным ответом первоклассника на вопрос «Хочешь ли ты идти в школу?» является «Не хочу». Этот ответ складывается из многочисленных реакций, которые в отношении школы дает ближайшее и не очень ближайшее окружение. Например, если в семье уже есть старший ребенок, который не очень любит школу.

В случае если ваш ребенок не хочет учиться уже на старте, эту установку надо перестроить. За этим «не хочу» стоят конкретные причины. Выясните их в подробностях, можно даже обратиться к психологу. При самостоятельном разговоре выслушайте, почему школьник не горит желанием идти в школу. Обсудите его опасения и негативные установки, постарайтесь показать ему и позитивные стороны. Например, в школе можно найти друзей. А если ребенок боится не прижиться в коллективе, обсудите детей, которые с уважением и по-дружески относятся к вашему ребенку (необязательно из школы). Очень важно при разговоре не уходить в принуждение и обесценивание его чувств и опасений.

Кстати, ранее мы рассказывали, как организовать рабочее место для школьника.


Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Теги:
Поделиться:
0 комментариев
Наверх

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара