Роскачество объясняет, за что гостиницам дают звезды и какой уровень комфорта они гарантируют.
Как присваиваются звезды отелям
До 2014 года классификация в России была добровольной. Но уже с 1 января 2021 года прохождение классификации стало обязательным для всех без исключения гостиниц РФ.
Звездность отеля в России определяют аккредитованные экспертные организации. Процедура оценки проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 (ред. от 08.05.2024) «Об утверждении Положения о классификации гостиниц». В целом категории звездности отелей в разных странах могут не совпадать. У России есть свои особенности оценки.
Для получения звездного рейтинга гостиница проходит экспертную оценку. Она проводится аккредитованными организациями и строится из подтверждения наличия обязательных требований и балльной оценки дополнительных критериев. При классификации оценивают: здание и прилегающую территорию отеля, его техническое оборудование и оснащение, общественные помещения, санитарные объекты общего пользования.
Пристальное внимание уделяется укомплектованности номерного фонда, услугам питания и помещениям для их предоставления, перечню оказываемых услуг, технологиям обслуживания, квалификации и внешнему виду персонала.
Все гостиницы, прошедшие классификацию, вносятся в Единый перечень классифицированных гостиниц. На данный момент в нем 26 210 активных объектов.
Ниже мы вкратце расскажем, каким критериям должна соответствовать гостиница, чтобы получить 3, 4 и 5 звезд.
Три звезды
Уровень сервиса в таких отелях уже достаточно высок. Есть место для кратковременной парковки. Гости могут быть уверены, что будут обеспечены электричеством и горячей водой даже в условиях аварии, для этого эксперты проверяют наличие стационарного генератора, обеспечивающего основное освещение и работу оборудования в течение не менее 24 часов и резервной системы горячего водоснабжения. Отель не останется незамеченным благодаря освещаемой или светящейся вывеске с названием гостиницы.
Голодным остаться сложно: в гостинице обязательно будет предприятие питания любого типа, это может быть ресторан, кафе, бар, столовая, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий.
Исключаются многоместные номера, минимальная площадь одноместного номера составляет 12 м2, двухместного не менее 15 м2. Все номера оборудованы собственным санузлом площадью не менее 2,5 м2.
Номера оборудованы: удобной кроватью с наматрасником и комплектом постельных принадлежностей, дополнительным одеялом, прикроватным ковриком и светильником, шкафом с плечиками, письменным столом, багажной полкой, телевизором, кондиционером, холодильником или мини-баром, феном, минимум двумя полотенцами для каждого гостя.
Какие еще требования появляются:
- Отдельный служебный вход.
- Смена постельного белья раз в три дня, полотенец – ежедневно.
- Сейфовые ячейки или сейфы в номере для хранения ценностей гостей. Доступ к интернету во всех помещениях отеля.
- Обслуживание в номере в часы завтрака и в период с 12:00 до 23:00.
- Автомат для чистки обуви.
- Туристические услуги на выбор.
-
Вызов такси по просьбе постояльца.
Четыре звезды
Новые дополнительные требования для этой категории:
- Воздушно-тепловая завеса, если речь идет не о южный регионах страны.
- Служба приема и размещения оборудована зоной для отдыха и ожидания с соответствующей мебелью, газетами, журналами, с подачей напитков и музыкальным вещанием.
- Смена постельного белья раз в два дня, полотенец – ежедневно.
- Парковка у центрального входа для остановки автотранспорта.
- Ресторан, бар, лобби-бар, банкетный зал с возможностью круглосуточного предоставления услуг питания.
- Завтрак в формате «шведский стол».
- Ковры, ковровое или иное напольное покрытие в зоне отдыха и коридорах.
- Лифт в зданиях высотой более двух этажей, отдельный служебный лифт.
- Номера «высшей категории» составляют не менее 5% общего количества номеров.
- Бутилированная питьевая вода в номере с ежедневной комплектацией при использовании.
- Бизнес-центр.
- Конференц-зал.
- Как правило, есть бассейн или сауна с мини-бассейном, а также номера для маломобильных гостей.
- Услуги химчистки и прачечной.
- Услуги тренажерного зала или зала для фитнеса.
Пять звезд
- Архитектурное освещение фасада.
- Многокомнатные и соединяющиеся номера.
- Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки или подземный паркинг на территории гостиницы или прилегающей территории.
- Увеличивается площадь до 14 кв. м для одноместного, 16 кв. м для двухместного, минимальная площадь санузла не менее 3,8 кв. м.
- Санузлы вблизи общественных помещений оборудованы диспенсерами с разовыми сиденьями для унитаза, кремом для рук, пакетами для предметов гигиены, а также махровыми салфетками для рук и корзиной для использованных салфеток.
- Холл не менее 30 кв. м с декоративным озеленением, художественными композициями.
- Швейцар.
- Обязательный поднос багажа.
- Гардероб вблизи общественных помещений.
- Вечерняя подготовка номера.
- Экспресс-услуги стирки, глажения, химчистки.
- Спа-услуги (плавательный или купальный бассейны, уходы с применением косметических средств за лицом и телом, в том числе бальнеоуходы, гидромассаж и бани различных видов).
- Аренда (прокат) автомашины без водителя.
- Экскурсии, гиды и гиды-переводчики.
- Обслуживание в номере круглосуточно.