Со стороны Роскачества
Когда были закончены все испытания дисков, выяснилось, что шесть торговых марок следовало признать небезопасными. В этот список попали две российские марки и четыре китайские, которые не прошли испытание на удар:
-
диски торговой марки X-Race;
-
диски торговой марки PROMA;
-
диски торговой марки 4GO;
-
диски торговой марки Replay;
-
диски торговой марки «МЕГАЛЮМ»;
- диски торговой марки Alcasta.
Так, диски марок Xrace, 4GO, Replay, Proma и Alcasta были отозваны из продажи в рознице, а их производителям – китайским и российским компаниям – были направлены претензии.
Российский производитель ООО «Фест», выпускающий диски торговой марки PROMA, в ответ на сообщение специалистов Роскачества, уведомил, что на его производстве проведена работа над качеством продукции. По результатам исследования, колесо этого производителя не выдержало испытания на удар – в результате тестов треснула спица, – а также не были соблюдены требования опережающего стандарта по относительному удлинению. Теперь на производстве введён дополнительный контроль механических свойств сплава, а в проект колеса внесены конструктивные изменения. Выпуск продукции с изменёнными характеристиками начался в апреле этого года. Продажи обновлённых дисков начнутся в мае.
Другая компания, занимающаяся производством литых колесных дисков, – ООО «Мегалюм» – выпускающая одноименную продукцию, также провела работу над ошибками и внесла коррективы в производственную цепочку. Диски «Мегалюм» не прошли испытание на удар и были признаны небезопасной продукции. В руководстве компании согласились с результатами испытаний Роскачества и заменили поставщика металла. Продажи обновлённых дисков, как сообщили в руководстве компании, начались в феврале.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) 18 апреля сообщило, что между ним и компанией ООО «Пауэр Интернэшнл-шины» согласованы мероприятия по добровольному отзыву автомобильных алюминиевых дисков Replay, реализованные в ноябре 2017 года. Именно в этой партии Роскачеством были выявлены несоответствия. «Пауэр Интернэшнл-шины» – импортёр дисков Replay, и покупатели могут обратиться в компанию за денежной компенсацией или заменой некачественных комплектующих.
Со стороны Росстандарта и Росаккредитации
Проблема качества автомобильных дисков вскрылась в 2016 году. Тогда Алюминиевая ассоциация России провела своё исследование качества неоригинальных автомобильных дисков из Китая. Из результатов следовало, что 80% дисков производства КНР не соответствовали требованиям безопасности, а на рынок они попадали с недостоверными сертификатами.
В дело включилась Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под предстедательством Дениса Мантурова, Министра промышленности и торговли РФ. На ней Роскачеству было поручено провести новое независимое исследование, а Росстандарту и Росаккредитации разобраться в проблеме и выявить нарушителей.
Участники Госкомиссии обнаружили проблему – популярные марки дисков имели необходимые сертификаты соответствия, однако многие получали их, не проходя необходимые испытания. Органы сертификации использовали для этого несколько схем.
Нелегальная схема работала совсем топорно: органы просто выдавали сертификаты, заявляя, что продукция прошла все необходимые испытания. Причём одни органы сертификации даже не имели реальных тестовых лабораторий, другие – получали «правильные» результаты испытаний от аккредитованных лабораторий не испытывая продукции.
Другая схема предполагает получение сертификата на оригинальные диски при прохождении испытаний автомобиля. В таком случае – когда транспортное средство признано безопасным – сертификация распространяется и на комплектующие, в том числе колёса. Однако это не исключает, что в отдельных тестах они бы показывали неудовлетворительные результаты. Тем не менее, таким торговым маркам отдельная сертификация не требуется.
Существует ещё два варианта «вечных» схем, когда сертификат выдаётся фактически бессрочно. В одном случае он присваивается конкретной партии дисков, но все последующие, производящиеся дополнительно, маркируются этой же датой производства и спокойно ввозятся в Россию. В другом случае сертификат выдаётся на конкретную модель, и любая её партия априори считается безопасной.
О «полулегальной» схеме в 2017 году сообщал Росстандарт. По его информации для того, чтобы автомобильные диски зашли на российский рынок без испытаний, производитель мог представить документы, которые выдаются в органах стран-участниц Женевского соглашения 1958 года, подписантом которого является и Россия. Это соглашение предполагает, что между всеми странами действуют единые правила подтверждения безопасности как транспортных средств, так и их запчастей. Однако, вместо настоящих деклараций соответствия из одной из стран, сертифицирующие органы принимали у поставщиков сомнительные доказательства (гарантийные письма, поддельные документы и т.д.) и без дополнительных проверок выдавали сертификаты.
Кроме того были «резиновые» сертификаты – когда разрешительные документы выдавались
После того, как проблема была озвучена, в Росстандарте заявили о том, что они проверят поставщиков и органы сертификации и выявят продукцию, которую поставляют на Российский рынок без испытаний.
В свою очередь Росаккредитация провела пять проверок. Их итогом стала приостановка работы пяти аккредитованных организаций, замешанных в махинациях с сертификатами на автодиски – у одной лаборатории и четырёх органов по сертификации. Также была проведена масштабная проверка действующих сертификатов, по результатам которой действие 800 из них были отменены.
Что дальше
После проведённой совместно работы Роскачества, Росстандарта и Росаккредитации, ведомствами был создан эффективный инструмент по очистке рынка от фальсификата.
В ближайшей перспективе планируется ввести практику контрольных закупок автомобильных дисков. Комплектующие, имеющие сертификат соответствия, будут выборочно закупаться и испытываться по параметрам безопасности. Торговые марки, которые не прошли испытания, будут отзываться с рынка, а работа органов сертификации и лабораторий, выдавших разрешительные документы, будет приостановлена или прекращена.
Что касается «серых» схем выдачи сертификатов, то сам факт масштабной отмены этих документов и приостановки работы органов по сертификации и лабораторий – это уже прецедент и сигнал рынку. И такая работа будет продолжена. Кроме того, ранее в Росстандарте сообщали, что участникам Женевского соглашения было предложено размещать копии оригинальных документов о безопасности автомобильных комплектующих – в том числе дисков – в открытом доступе с возможностью поиска по реквизитам. Так сертифицирующие органы смогут легко идентифицировать достоверность документов от поставщиков.
Детальный отчёт о проделанной работе и дальнейшие меры по борьбе с фальсификатом будут представлены руководителем Роскачества на очередном заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.