Благодаря действиям Роскачества, сеть «Ашан» будет тщательнее контролировать органическую продукцию, которая попадает на полки магазинов сети. Такое решение было принято торговой сетью после получения информации о выявлении Роскачеством фактов «гринвошинга» - продажи ритэйлером товаров, которые неправомерно используют маркировку «органический продукт» на упаковке.
Мы регулярно исследуем органическую продукцию и информируем наших читателей о распространенном явлении, носящем название «гринвошинг» - «зеленый камуфляж».
Гринвошинг – действия производителей, направленные на создание ложного представления об экологических характеристиках продукта или бренда. Это могут быть надписи на упаковках, рекламные заявления и даже использование определенных стилевых решений, которые создают впечатление «зеленого», «органического» или «особо полезного» продукта. Подобные уловки вводят покупателей в заблуждение и не дают возможности принять информированное решение о покупке.
Между тем, российское законодательство напрямую запрещает подобные действия, это указывается в Федеральном законе от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившем в силу с 1 января 2020 года. Суть требований закона заключается в том, что без сертификата о прохождении процедуры соответствия продукции органическому стандарту, полученного в России, продукцию нельзя продавать с наименованием «органическая». Только соответствие строгим критериям, перечисленным в законе, дает производителю право маркировать свою продукцию подобным образом. Кроме того, нельзя использовать слово «органический» в ценниках и описании товара без прохождения сертификации.
Некоторые производители и торговые сети пока еще игнорируют эти требования, что неоднократно подтверждали наши исследования. По итогам исследования 2022 года мы выяснили, что 11% товаров, заявленных как органические, не числятся в едином реестре производителей органической продукции, а значит, не имеют соответствующих сертификатов и права называться органическими. Мы проинформировали об этом не только производителей, но также импортеров и торговые сети, реализующие лжеорганическую продукцию.
В частности, сеть «Ашан» представлял на своих полках как органические консервированные томаты «polpa di pomodoro biologica» торговой марки «Bioitalia», не прошедшие органическую сертификацию в нашей стране. Подробнее об исследовании товаров читайте в нашей статье.
В октябре 2022 года Минпромторг России рекомендовал торговым сетям воздержаться от продажи органических продуктов, которые не имеют российского сертификата, подтверждающего, что они произведены по требованиям Федерального закона. Большинство сетей последовали рекомендациям Минпромторга России и отказались от реализации несертифицированной органической продукции.
Эксперты Роскачества направили ритейлеру разъяснения норм законодательства и рекомендации Минпромторга России по данному вопросу, а также требование принять меры по соблюдению законодательства. «Ашан» оперативно отреагировал, сообщив о предпринятых действиях. Так, сеть приступает к формированию реестра производителей-поставщиков органической продукции в соответствии с федеральным законом, а также проводит актуализацию сертификатов и информирование участников оборота о выявленных несоответствиях.
Подобные действия сети «Ашан», также как и иных операторов торговли, следующих требованиям законодательства, не только формируют честную инфраструктуру обращения органической продукции, но и дают покупателям возможно получать реальную информацию о товарах. Роскачество продолжает работу в этом нап6равлении и стремимся к тому, чтобы с маркировкой «органическая» в нашей стране, как и в большинстве стран мира, продавалась только продукция, которая имеет сертификаты, подтверждающие ее высокое качество и соответствие всем критериям, установленным в законе.