Несетевая розница — формат магазинов «у дома».
За кефиром идут ряженка (20%) и снежок (8%). Остальные 11% распределились между простоквашей, айраном, таном и др.
Впрочем, есть регионы-исключения, где кефир не так популярен.
В Саратовской области лидирует ряженка (54%), а на кефир приходится 25% продаж, вместо снежка на третьем месте варенец (16%). В Оренбургской области ряженку покупают 38% любителей кисломолочки, кефир — 34%, а снежок — 11%. В Пензенской области снова на первом месте ряженка с 41%, за ней кефир с 35%, снежок с 11%.
Ряженка — это кисломолочный продукт, получаемый путем сквашивания топленого молока с помощью молочнокислых бактерий.
Снежок — сладкий кисломолочный напиток из молока. Оно сквашивается с помощью закваски на основе болгарской палочки и молочнокислого стрептококка.
Кефир — результат не сквашивания, а брожения — кисломолочного и спиртового. За первое отвечают лактобактерии, за второе — так называемое кефирное зерно — особые культуры грибков, внешним видом напоминающие отварной рис.
Варенец получают с помощью выпаренного топленого молока, а в качестве закваски используют сметану.
Тан готовят из коровьего или козьего молока с добавлением закваски молочнокислых бактерий, молочных дрожжей, воды и соли.
Айран изготавливается из йогурта, который разбавляется водой и солится.
Роскачество рассказывало о пользе кефира, ряженки, тана, айрана.
В Республике Татарстан между кефиром и ряженкой на втором месте — катык. А в Республике Башкортостан и Самарской области катык популярнее снежка и занимает третью позицию.
Варенец занимает второе место в Санкт-Петербурге и Приморском крае и третье — в Новосибирской области. В Ставрополье на третьем месте ацидофилин вместо снежка.
Такие данные зафиксировала компания «Эвотор», производитель онлайн-касс и программного обеспечения для кассового оборудования.
В целом, по статистике «Эвотора», в 1-м квартале 2024 года продажи кисломолочных продуктов снизились на 8% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Продажи кефира и простокваши упали на 9%, снежка ― на 8%, а ряженки и
варенца ― на 7%, ацидофилина ― на 6%. Зато выросли продажи айрана — на 16%, мацони ― на 15%, тана ― на 6%. Айран наиболее популярен в Оренбургской области и Крыму, мацони ― в Краснодарском крае и Ростовской области, тан ― в Краснодарском крае и Московской области.