Для исследования Центром цифровой экспертизы Роскачества было отобрано 22 наиболее популярных в российском сегменте приложения магазинов Google Play и App Store. Исследовались мобильные приложения, предназначенные для изучения английского языка русскоговорящими пользователями с нуля и представляющие собой полноценный учебно-методический комплекс – то есть обучающие грамматике и письму, тренирующие говорение и аудирование.
Стоит отметить, что, как и в спорте мобильное приложение никогда не заменит тренера, так и в изучении языков, каким бы функциональным и удобным ни было приложение, по эффективности оно не сравнится с живым преподавателем. Однако количество пользователей по всему миру наиболее популярных приложений данной категории достигает сотни миллионов человек.
На этом пути нами движет интерес, азарт, коренящееся в нашем детстве желание учиться играючи. Более того, именно эти светлые и радостные эмоции помогают нам проскочить самый первый, сложнейший этап, когда стена нового языка кажется огромной и непреодолимой, когда не знаешь, с чего начать. Образовательные игры – лучший помощник именно на этом этапе. Но в совершенстве с помощью мобильных приложений овладеть языком нельзя, – говорит Алексей Козуляев, директор Школы аудиовизуального перевода, совладелец группы компаний «РуФилмс».
Испытания проводились по 52 критериям. Каждый из них, в зависимости от важности, получил определенный «вес» влияния на итоговый балл приложения, что позволило сформировать максимально объективную оценку. Одна из самых важных потребительских характеристик любого мобильного приложения – это функциональные возможности. Эксперты оценивали вариативность формата обучения, наличие функции предзагрузки контента, теста на определение уровня знаний, правил языка, словаря, возможности выбора тем обучения и диалога с экспертом (преподавателем). Особое внимание уделялось мотивационной составляющей мобильных приложений в виде виртуальных достижений, статистики и прочего. Наиболее функциональными названы приложения Simpler (4,43 балла из 5,0), Busuu (4,04 балла) и Mondly (4,00 балла)
Эксперты Роскачества также оценили производительность и надежность мобильных приложений по изучению английского языка, удобство пользования, информативность и достоверность сведений, размещенных разработчиками в App Store и Google Play. Особое внимание уделялось безопасности исследуемых продуктов. Небезопасных приложений выявлено не было, однако стоит обратить внимание на уязвимость у Simpler для платформы Android: приложение передает логин и пароль в незашифрованном виде, которые может перехватить злоумышленник при подключении пользователя к Wi-Fi сети, замаскированной под публичную. Активное согласие на обработку и хранение персональных данных запрашивают только LinguaLeo для iOS, Busuu для обеих платформ и LingoDeer для Android, что является отличной практикой для разработчиков и выгодно выделяет эти приложения.
Лучшими приложениями для изучения английского языка с нуля Роскачество назвало Simpler, Busuu, Puzzle English для iOS и Busuu, LingoDeer и Puzzle English для Android. Образовательные приложения этой категории выполняют очень важную функцию – позволяют преодолеть обучающемуся высокий барьер, состоящий из собственных сомнений, вызывают положительные эмоции и запускают механизм обучения.
По оценкам агентства Go Mobile, занимающегося продвижением мобильных продуктов, приложениями для изучения языков пользуются порядка 20 млн чел.
81% всех учащихся и студентов используют мобильные приложения категории «Образование». Они и составляют более половины всех пользователей, которые устанавливают приложения для изучения иностранных языков.
Второй по численности сегмент целевой аудитории языковых приложений – это пользователи 25-40 лет. Для них мобильные программы предоставляют возможности самостоятельно получить необходимый навык, повысить уровень владения языком или даже выучить новый. Что характерно, именно эти пользователи готовы платить за контент. Если мы посмотрим на топ платных приложений категории «Образование», то самые популярные из них были скачаны более миллиона раз, и это как раз приложения для изучения английского языка, – считает Дмитрий Мирошниченко, руководитель отдела развития бизнеса агентства Go Mobile.
Детальные результаты исследования мобильных приложений по изучению английского языка здесь.