В 2024 году вырос спрос на детские товары и товары для животных, на более здоровые продукты, а также на рынке чаще стали появляться необычные товары. Например, еда и напитки с непривычными вкусами.
Об изменениях и трендах рынка рассказали на большой конференции «Нильсен» — компании, которая проводит маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса. Приводим самое интересное из презентации.
Молодежь чаще покупает хлеб и фрукты, а взрослые — хлеб, фрукты и сигареты
Молоко, фрукты и хлеб (выпечка) — самые популярные продукты у потребителей почти всех возрастов.
Люди в возрасте 18–24, 25–34, 35–44 лет чаще всего покупают свежий хлеб, свежие фрукты и овощи и молочные продукты.
При этом самые молодые участники опроса (18 лет – 24 года) реже других групп покупают сигареты, зато чаще — минеральную воду.
В группе 25 лет – 34 года чаще других берут макароны, крупы, мясо и птицу, безалкогольные газированные напитки и табачные стики. В группе 35–44 лет чаще берут сыры и молочную продукцию.
Топ продуктов в возрастной категории 45–54 лет выглядит иначе.
В топе также хлеб, фрукты и овощи, а вот на третьем месте вместо молока сигареты. Покупатели из этой группы берут их чаще, чем люди других возрастов.
В категории 54–65 лет в топе также хлеб и выпечка, за ними молочные продукты, и тройку лидеров замыкают фрукты и овощи (сигареты на четвертом месте). Чаще других потребители данной группы берут кофе и корма для животных. Реже — мясо и птицу.
Вырос спрос на детскую продукцию
Несмотря на то что за последние пять лет рождаемость упала на 3%, интерес к детским товарам, и в особенности продуктам питания, только растет.
Чаще стали покупать и подгузники (их мы недавно исследовали), и соски-пустышки, но самый высокий прирост у продуктов питания. Опрос показал, что связано это отчасти с тем, что их все чаще взрослые покупают для себя. Это касается детских пюре и соков.
Вырос спрос на товары для животных
Питомцы — полноценные члены семьи. Хозяева готовы обеспечивать им качественные корма, наполнители для лотка и др.
Забота о питомцах дает толчок для развития целой индустрии — гаджетов, необычных напитков и кормов. Так, теперь в продаже можно встретить шампанское или пиво для собак, а в некоторых сервисах доставки появляется особое меню для животных — в нем, кроме привычных кормов, можно встретить, например, креветки или тунца для котика. Не стоит на месте и сфера других товаров для животных. Например, за последний год появились кроксы для собак и элитные будки, выпущенные люксовыми брендами. И, конечно же, популярны всевозможные автопоилки, кормушки, камеры слежения и другие гаджеты.
Тренд на ЗОЖ
Возвращаясь к более традиционным категориям товаров, стоит отметить, что покупатели стали чаще тратить деньги на заботу о себе.
Растут продажи ЗОЖ-продуктов, медицинских товаров, пищевых добавок. Продажи последних выросли на 50,4% за 2024 год.
На этой волне производители расширяют линейки продуктов, которые являются более здоровыми либо таковыми воспринимаются. Это растительное «молоко», продукты без глютена, лактозы и др.
Особенно явно тренд на правильное питание выражен у поколения Z. Среди его представителей чаще зафиксирован спрос на продукты с пробиотиками, фруктовые снеки и так далее.
Повышается спрос и на более «полезные аналоги» относительно вредных продуктов. Например, на сладкую газировку и энергетики без сахара, на безалкогольное пиво.
Тренд на умные товары
Среди всей умной техники по совокупному спросу покупателей из всех возрастных категорий на первом месте умные колонки, на втором — умная техника для уборки.
Изменения в покупке продуктов и товаров повседневного спроса
Также эксперты фиксируют растущий спрос на удобство продуктового шопинга. Именно продукты занимают бо́льшую долю онлайн-покупок. Это 17% от всех продаж через интернет в 2024 году (против 13% в 2023-м).
Спрос на доставку продуктов также продолжает расти. В первой половине 2023 года доля готовых блюд занимала 6,6% от всех скоропортящихся продуктов. В 2024 году показатель вырос до 7,3% и, по всей видимости, продолжит увеличиваться. Кстати, Роскачество исследовало приложения для заказа готовой еды и продуктов, а также изучило роллы из службы доставки.
Потребители хотят не только сократить время на походы в магазин и приготовление еды, но и упростить уборку: растет спрос на универсальные чистящие средства.
В сфере бытовой химии заметен тренд на покупку упаковок большого объема: это касается порошков, шампуней и др.
Кстати! Несмотря на рост количества покупок через интернет, продажи второй (после продуктов питания) по популярности категории «одежда и обувь» снизились на 2% за год. Аналогичное падение на 2% у категории «товары для дома». Она третья по численности онлайн-заказов.
Что касается традиционного продуктового шопинга в обычных магазинах, то чаще всего потребители выбирают жесткие дискаунтеры (то есть магазины с самыми низкими ценами), хотя в 2024 году их стали посещать на 7% меньше.
Тренд на удовольствие
Треть всех продовольственных продаж приходится на вкусности, и продажи от года к году продолжают расти. Это снеки, конфеты, мороженое, шоколад. Падение показали лишь кондитерские изделия на развес.
Тренд на необычные вкусы и новые продукты
Данную категорию активно стимулируют сами ритейлеры. В погоне за вниманием потребителя они выпускают различные продукты с новыми вкусами под собственными торговыми марками. Например, лимонад со вкусом розы или маринованные мандарины.
Доверие к лидерам мнений
К рекомендациям блогеров прислушиваются 10% бумеров, 23% поколения X, 40% миллениалов и 44% поколения Z. Блогеры не только активно продают рекламу, но и выпускают собственные линейки продуктов. В 2024 году в сегменте энергетиков «блогерских» товаров стало больше на 3,7%, мороженого — на 0,4%, шоколада — на 0,3%.