Действительно ли пакетированный яблочный сок делают из яблок, или это смесь воды, подсластителей и красителей? И вообще, какого качества яблоки идут на производство сока? Эксперты Роскачества исследовали яблочный сок 33 популярных на российском рынке торговых марок и ответили на эти вопросы.

Выводы по исследованию сока – сугубо позитивные. По результатам испытаний бо́льшая часть продукции – товары 21 торговой марки – соответствует повышенным требованиям Роскачества. Плюс товары еще четырех торговых марок соответствовали бы повышенным требованиям, если бы не упаковка. Их производители разлили соки либо в неудобную упаковку, либо в стеклянную тару (в стеклянной таре сок может под воздействием света быстрее портиться и «стареть»). Так как удобство упаковки – важная потребительская характеристика, итоговый балл этих товаров был снижен. 

Еще несколько позитивных выводов:

1. Сок изготавливали из здоровых, не зараженных болезнями и нетоксичных яблок. Весь исследованный яблочный сок – безопасный.
2. В исследованном яблочном соке нет сахарозаменителей и подсластителей.
3. Производители не подкрашивают яблочный сок синтетическими красителями.
4. В исследованном яблочном соке мы не нашли консервантов (бензойной и сорбиновой кислот).
5. Для производства сока большинства торговых марок использовалась хорошо подготовленная вода.
6. К органолептическим показателям большей части соков у экспертов не возникло никаких претензий.
7. В исследованном яблочном соке не было никаких посторонних примесей: растительного происхождения, минеральных или каких-либо других. Значит, яблочки, из которых производили сок, были чистыми.
8. В осветленном соке мы оценивали массовую долю осадка. Согласно ТР ТС 023/2011 осадка должно быть не более 0,3%. Никаких несоответствий здесь не было.
9. Если производитель заявлял, что в соке есть мякоть, мы смотрели, действительно ли она там есть и в каком количестве. Так, для соков с мякотью ее объем должен быть не менее 8%. Никто из производителей не допустил несоответствия.
10. Упаковка у всего исследованного сока была герметичной, хотя в некоторых случаях и не очень удобной.
11. Производители налили в упаковку ровно столько сока, сколько заявили.

Единственная ложка дегтя – это разбавление яблочного сока. С большой долей вероятности сок под торговыми марками «ДжусТим», «Персона», «Полезный» и «Удачный день» – это не сок, а продукты с содержанием сока, которые должны быть дешевле сока. Однако эти четыре продукта находятся в середине рейтинга по цене. К слову, вопреки названию одного из этих товаров, они менее полезные, чем другие соки, принявшие участие в исследовании.

Кстати, цена – вновь не показатель качества в этой категории продукции. Как самые дорогие, так и самые дешевые соки, принявшие участие в исследовании, получили высокие баллы. Топ-3 самых дешевых яблочных соков составили «Дары Кубани» (39 рублей, 5 баллов), «Волжский Посад» (39,9 рубля, 5 баллов) и «Удачный» (39,99 рубля, 4,5 балла). Топ-3 самых дорогих соков составили Granini (323,82 рубля, 4,65 балла), Pago (203,65 рубля, 4,65 балла) и Swell (166,67 рубля, 4,515 балла). Сокам Granini и Pago общий балл был снижен как раз за стеклянную тару.

О продукции

В рамках веерного исследования экспертами Роскачества был изучен яблочный сок (восстановленный и прямого отжима) 33 популярных на российском рынке торговых марок. Испытания проводились по 38 показателям качества и безопасности. Практически вся продукция – российского происхождения (производилась в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Самарской и Смоленской областях, Алтайском и Краснодарском краях, Республике Адыгея, а также в Москве и Санкт-Петербурге). Исключение составили товары четырех импортных торговых марок: из Армении, Беларуси, Сербии и Франции. Стоимость сока на момент закупки составила от 39 до 323,82 рубля за 1 литр (в исследовании была представлена продукция в упаковках объемом от 200 мл до 2 л). По результатам испытаний бо́льшая часть продукции – товары 21 торговой марки – соответствует повышенным требованиям Роскачества. Это «4 сезона», «Агуша», «Вико», «Волжский Посад», «Дары Кубани», «Добрый», «Иваныч», «Золотая Русь», «О!», «Просто Азбука», «Сады Придонья», «Тёма», «Фруктовый сад», «ФрутоНяня», «Я», Rioba (до 21.06.2022 г. выпускался под торговой маркой Fine Life), Global Village, J7, Rich, Santal и Villa Dini. Однако на российский Знак качества ввиду своего зарубежного происхождения не сможет претендовать сок под торговыми марками «Просто Азбука» (Армения) и Villa Dini (Беларусь).

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

Стандарт Российской системы качества для яблочного сока содержит дополнительные требования к физико-химическим показателям (количеству глюкозы, фруктозы, сахарозы, сорбита и яблочной кислоты), характерным для яблочного сока. Также в яблочном соке, претендующем на российский Знак качества, недопустимы консерванты, красители и подсластители. Уровень локализации производства для присуждения российского Знака качества яблочному соку должен быть не ниже 30%.

Пить пакетированный яблочный сок – безопасно

Все исследованные яблочные соки – безопасны. В них не было нитратов, пестицидов, тяжелых металлов, микотоксина патулина (грибов, которые образуются в виде белых шариков на сгнивших яблоках). Не было никаких нарушений и по микробиологии: не обнаружены неспорообразующие микроорганизмы, плесень и дрожжи. Все это означает, что сок изготавливали из здоровых, не зараженных болезнями и нетоксичных яблок.

Единственное – в соке под торговыми марками «ДжусТим» и «Персона» было зафиксировано повышенное количество 5-оксиметилфурфурола. Согласно ТР ТС 023/2011, его содержание выше 20 мг/л недопустимо для продуктов детского питания. Однако в маркировке этого сока и не было указано, что он предназначен для детей. Поэтому данный факт не считается нарушением.

Наличие 5-оксиметилфурфурола характеризует технологию изготовления сока. Это вещество образуется из содержащихся в соке природных или из добавленных сахаров (в случае если производитель добавил в продукт сахарно-глюкозный сироп). Уровень 5-оксиметилфурфурола возрастает при превышении температуры или времени пастеризации. Сахара попросту начинают гореть. Испытания подтвердили, что в сок торговой марки «Персона» был добавлен сахарно-глюкозный сироп: в нем были несоответствия по концентрации сахаров. Однако в соке «ДжусТим» концентрация сахаров была оптимальной, без несоответствий.

Подсластители, красители и консерванты – не про яблочный сок

Также нам удалось развенчать большое количество потребительских мифов:

  1. В исследованном яблочном соке нет сахарозаменителей и подсластителей.
  2. Производители не подкрашивают яблочный сок синтетическими красителями.
  3. В исследованном яблочном соке мы не нашли консервантов (бензойной и сорбиновой кислот). Кстати, о том, почему для клюквенного морса обязательно небольшое количество бензойной кислоты, читайте ЗДЕСЬ.

Какая вода используется для сока?

Что значит «восстановленный» яблочный сок? Восстановленный – вопреки распространенному потребительскому мнению, это не сок из порошка!

Важно!

Восстановленный сок получают восстановлением концентрированного сока, возвращая в него то количество воды, которое было удалено при концентрировании (концентрируют соки для удобства их хранения и транспортировки).

Разумеется, вода должна пройти тщательную подготовку и очистку. В итоге она не должна изменять природные характеристики сока. Чтобы проверить, насколько хорошую очистку в действительности прошла вода, мы оценивали показатель массовой концентрации натрия.

Природная вода содержит в своем составе натрий на уровне около 100–300 мг/л, в зависимости от местности

– рассказывает руководитель проекта Российского союза производителей соков Людмила Хомич. – Водоподготовительные станции обеспечивают очистку воды от механических примесей и железа, а также снижают показатели жесткости воды и содержания солей, которые могут повлиять на качество приготавливаемых продуктов. Высокие значения содержания натрия показывают недостаточно хорошую работу всей системы водоочистки на предприятии.

Согласно результатам испытаний, повышенное содержание солей натрия, косвенно указывающее на то, что вода для этого сока была очищена хуже, чем вода, использованная для производства других соков, было зафиксировано в шести случаях. Соки с повышенным содержанием натрия (7 Heaven, О’КЕЙ, «Полезный», «Удачный день», Life Premium и Swell) не смогут претендовать на российский Знак качества.

Кроме того, по показателю концентрации натрия можно было бы определить, не продают ли нам восстановленный сок под видом сока прямого отжима. Повышенные значения выдали бы либо недостаточно качественную подготовку воды в случае с восстановленными соками, либо использование воды для сока прямого отжима. Но во всех исследованных соках прямого отжима уровень содержания натрия соответствовал природному уровню, характерному для яблок. Впрочем, по своему составу, и прежде всего по набору пищевых веществ, восстановленный сок и сок прямого отжима очень близки.

Разбавленный сок – в исследовании был

Разбавляют ли производители яблочный сок? Чтобы узнать, мы оценили несколько показателей.

  1. Содержание сорбита. Сорбит содержится в различных фруктах и ягодах и дает плодам сладковато-терпкий привкус. В яблочном соке его содержится от 2,5 до 7 г/л (и даже выше). В одном случае – в соке «Персона» – содержание сорбита было пониженным. Это является одним из признаков того, что перед нами разбавленный сок.
  2. Содержание яблочной кислоты. Если в 1 дм3 ее меньше трех грамм, значит, сок, скорее всего, разбавлен. Мало яблочной кислоты в соке «Персона» и «Удачный день».
  3. Массовая доля растворимых сухих веществ. Должна составлять минимум 10% для сока прямого отжима, минимум 11,2% – для восстановленного. Однако в восстановленном соке «Удачный день» сухих веществ 10,8±0,3% – то есть меньше 11,2%.
  4. Количество калия. Меньше калия, чем должно содержаться в яблочном соке, в напитках четырех торговых марок: «ДжусТим», «Персона», «Полезный» и «Удачный день». Причем в соке «Персона» даже по сравнению с другими перечисленными соками его меньше примерно в 15 раз.
  5. Количество магния. Меньше магния, чем должно содержаться в яблочном соке, в напитках двух торговых марок: «ДжусТим» и «Персона».

С большой долей вероятности сок под торговыми марками «ДжусТим», «Персона», «Полезный» и «Удачный день» – это не сок, а более дешевый по себестоимости продукт, содержащий некоторое количество яблочного сока. При этом эти четыре сока находятся в середине рейтинга по цене и стоят 67, 82, 86,11 и 76,9 рубля за литр соответственно. К слову, вопреки названию одного из этих товаров, они менее полезные, чем другие соки, принявшие участие в исследовании.

Кстати, в случае с соками «Персона» и «Удачный день» нам встретились и нарушения в маркировке. И у того и у другого не было указано, что сок «изготовлен из концентрированного пюре». Лучше покупать сок с этой пометкой на этикетке. О других правилах выбора хорошего яблочного сока читайте ЗДЕСЬ.

Кстати, мы не смотрели, сколько в яблочном соке железа. А все потому, что на самом деле в яблоках не так уж много этого микроэлемента. Да и коричневый налет на срезе яблока – это реакция плода на повреждение, взаимодействие полифенолов и ферментов, не имеющее отношения к железу. Подробнее об этом и о количестве железа в яблоках читайте ЗДЕСЬ.

В яблочном соке содержатся природные сахара и органические кислоты, калий, магний и другие минеральные вещества, а также значительное количество хлорогеновых кислот, обладающих высоким антиоксидантным действием,

– рассказывает Людмила Хомич. – Что касается железа в яблоках и, соответственно, в яблочных соках, информация о его высоком содержании относится к разряду мифов. На самом деле в яблоках и яблочном соке содержится всего около 0,1 миллиграмма на 100 грамм железа, что незначительно с точки зрения потребности человека. Поэтому этот макронутриент не вошел в перечень исследуемых показателей.

Как на вкус?

Важной частью исследования, как всегда, стали органолептические испытания.

Органолептические показатели исследуются в любой пищевой продукции, – рассказывает Людмила Хомич. – Согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», идентификация соковой продукции в целях установления соответствия своему наименованию осуществляется путем совокупной оценки физико-химических, органолептических и других показателей такой продукции. Таким образом, органолептические испытания являются составной частью испытаний соковой продукции.

Органолептическую оценку яблочного сока проводили сертифицированные органолептики из крупнейшей независимой экспертной организации «Союзэкспертиза» ТПП РФ (SOEX) – дочернего общества Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, члена Международной федерации инспекционных агентств (IFIA). Эксперты оценивали внешний вид, цвет, консистенцию, вкус и аромат яблочного сока. Возникло всего три претензии к вкусу сока. В двух случаях он был хотя и свойственным яблокам, но слабо выраженным. А вот вкус сока «Персона» не соответствовал яблочному соку. Как было сказано выше, его производитель, видимо, экономил на яблочном сырье. Однако в маркировке заявил, что сок изготовлен по ГОСТу.

Отметим, что оценка вкуса производится не по принципу «вкусно/невкусно». Эксперты смотрят на то, соответствует ли вкус конкретному виду сока – в данном случае яблочному, насколько он выражен и нет ли в нем постороннего привкуса.

Согласно ТР ТС 023/2011, необходимо, чтобы сок сохранял характерные для одноименных фруктов пищевую ценность, физико-химические и органолептические свойства, – поясняет Людмила Хомич. – Оценка «вкусно/невкусно» субъективна и не может служить критерием оценивания. «Эталонного» яблочного сока не существует, так как есть множество сортов яблок, отличающихся природным содержанием сахаров, кислот, экстрактивных веществ. Все это влияет на вкус яблок, и, соответственно, вкус яблочных соков будет различаться. При оценке мы должны гарантировать, что это яблочный сок, а потребитель сам выберет тот вкус, который ему нравится.


Журнал
Наверх

добавлен к сравнению