29.06.2020

Может ли спасти жизнь умная система помощи водителю

Добавить в избранное

В 2019 году на территории России произошло 164 тысячи ДТП, в которых погибли 17 тысяч человек. Ужасающе высокая смертность на дорогах сохраняется и по сей день. Большинство таких инцидентов происходит по вине водителей, которые отвлеклись, уснули, не заметили, не успели… Центр цифровой экспертизы Роскачества рассказывает, какие решения по спасению жизни автомобилистов и пассажиров существуют на рынке.

Исследования показывают, что 93% ДТП случаются из-за человеческого фактора. 85% ДТП происходят из-за невнимательности водителя в последние 2,5 секунды до столкновения. 90% аварий можно предотвратить, предупредив водителя и вернув его внимание на дорогу за 1,5 секунды до возможного столкновения.

В будущем проблему пресловутого человеческого фактора помогут решить умные устройства. И это будущее уже наступило: за рубежом (Израиль, Германия, США) умные электронные системы помощи водителям уже запущены на государственном уровне, в России пока есть только проекты.

В марте 2020 года стало известно, что на автомобили, собранные в России, планируется устанавливать датчики оповещения водителя о потенциальном нарушении ПДД. Для этого понадобится разработать новый нацстандарт. На машины будут предустанавливать системы, способные распознавать разметку, дорожные знаки и сигналы светофоров на расстоянии от 30 до 100 метров.

Фактически это станет узакониванием систем интеллектуальной помощи водителю (Advanced Driver Assistance Systems, ADAS) в России. На текущий момент, однако, их правовой статус не определен, что не мешает вам как потребителю приобрести и использовать такие решения для своего автомобиля. В конце концов, ДТП не ждут принятия законов об их предотвращении, профилактировать аварии можно уже сейчас.

Что такое ADAS?

ADAS – это система помощи водителю на основе машинного зрения. Цель системы ADAS – повысить безопасность движения путем информирования водителя и привлечения его внимания. Как минимум –это предупреждение звуковым или вибросигналом водителя о вероятном или возникшем риске, который требует внимания. Как максимум – экстренное самостоятельное принятие решения системой.

ADAS различают по пяти уровням: от нулевого (в управлении участвует только водитель) до пятого (полностью автономное управление), то есть беспилотный автомобиль (это экстремальный случай ADAS). В России на текущий момент из-за отсутствия регулирующих законов затруднено развитие любых ADAS-систем классом выше третьего, подразумевающих автоматическое принятие решений. В первую очередь это связано с неопределенностью «правового» статуса автомобилей с высокой степенью автономности.

Где взять ADAS в России?

По отдельности в том или ином виде элементы системы интеллектуальной помощи водителю входят в состав комплектующих всех новых автомобилей, выпущенных в последние несколько лет. В России, как правило, используются системы ADAS, установленные в новых легковых автомобилях на этапе заводской сборки. Это базовый функционал, который помогает избегать столкновений, применять экстренное торможение, контролировать движение по полосе и слепые зоны, а также круиз-контроль.

В премиум-комплектациях иномарок можно встретить уже более продвинутые подсистемы ADAS, например системы мониторинга усталости водителя, удержания автомобиля в полосе движения и распознавания дорожных знаков. Пример: система безопасного торможения от Volvo при быстром сближении с объектом (пешеходом или автомобилем) реагирует и тормозит автомобиль.

Наиболее бюджетный вариант для автовладельца – это видеорегистратор, как правило корейского производства, Thinkware, Iroad, BlackVue, VicoVation и т. д. Такие видеорегистраторы имеют элементы системы ADAS: они способны идентифицировать объекты с помощью видеокамеры и частично выполняют задачи ADAS.

Развитие ADAS в будущем

За рубежом сейчас востребованы сервисы Movon (в РФ ориентирован на каршеринг) и де-юре обязательная к применению во всех автомобилях в Израиле система Mobileye – у обеих компаний есть представительства в РФ. Mobileye собирает данные с использующих сервис автомобилей для составления дорожных карт безопасности. По состоянию на лето 2020 года на них нанесены уже почти 300 миллионов километров дорог по всему миру.

Массовое применение систем ADAS востребовано в России на грузовом и пассажирском транспорте, чтобы контролировать состояние водителей (какие-то решения существуют уже сейчас, например, на рейсах «Мосгортранса»).

«В России обязательное глобальное внедрение ADAS и производство отечественных компонентов предусмотрено в планах развития автомобильной промышленности на ближайшие годы. До этого времени автовладелец самостоятельно определяет, нужен ли ему электронный помощник управления автомобилем. Однако в Израиле они уже несколько лет являются обязательными к установке на всех без исключения автомобилях и спасают человеческие жизни каждый день. В пересчете на душу населения смертность в Израиле в 11 раз ниже, чем в России, – в том числе благодаря таким системам безопасности», – рассказал Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества.

Говоря о современных помощниках для автовладельцев, стоит вспомнить еще один пример умной системы от отечественной ИТ-компании – «Яндекс.Авто». Это решение объединяет популярные сервисы «Яндекса» – навигацию, музыку, погоду, заправки – и адаптирует их для использования в автомобиле.

«Авто» оповещает водителя о превышении разрешенной скорости и приближении к школам, а также напоминает о камерах на дороге. Так водители могут заранее понять, что на этом участке дороги нужно быть внимательнее. Пользователи увидят уведомления на большом экране в режиме онлайн сразу при запуске автомобиля – для этого не надо дополнительно что-то включать. С помощью «Авто» также можно заправиться, не выходя из машины. Система покажет подключенные АЗС и проложит маршрут до нужной заправки. На самой заправке заправщик поможет залить топливо, а оплатить бензин можно прямо в «Авто». К сервису подключены около 5 тысяч АЗС по всей России. Всеми функциями можно управлять голосом с помощью Алисы. Так за рулем безопаснее и не приходится отвлекаться от дороги.

...Ситуация с пандемией напомнила всем нам, что нет ничего важнее человеческой жизни. Весь мир единым фронтом борется с общим врагом, который наносит сильнейший вред людям. ДТП, происходящие в нашей стране каждую минуту, – это тоже враг, влияние которого жизненно важно минимизировать.

Думайте о безопасности всякий раз, когда садитесь за руль, – и не только о собственной жизни, но и о здоровье пассажиров и других участников дорожного движения. Используйте умные системы помощи водителю: они сколь угодно могут раздражать вас своими навязчивыми сигналами, но в самый важный момент могут спасти вашу жизнь!


Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

0 комментариев
Наверх

Забыли пароль?

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара
Нуждаетесь в помощи эксперта?

На ваши вопросы ответят наши ведущие специалисты

Можно загружать файлы в формате doc, docx, размер которых не превышает 2 Мб

не пропустите
новые исследования каждую неделю

Нажимая кнопку “подписаться”, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных и пользовательским соглашением