Ислам является второй по распространенности мировой религией с количеством верующих более 1,9 млрд, что составляет почти четверть населения планеты. Внедрение в России стандарта в сфере гостеприимства «Муслим френдли» становится важным шагом для укрепления международных отношений.
Действующий на базе Роскачества Центр компетенций в сфере туризма сформировал критерии, которым должны соответствовать отели категории «Муслим френдли», то есть отели, в которых созданы комфортные условия для мусульман.
Центр компетенций в сфере туризма создан на базе Роскачества 7 ноября 2023 года. Его деятельность включает в себя классификацию средств размещения и консалтинг в области туристических продуктов. Эксперты популяризируют лучшие отели и кемпинги, получившие «звезды» Роскачества, а также туристические маршруты, распространяют потребительские рекомендации и советы для путешественников.
Среди критериев халяль (вещей, дозволенных сводом правил, регулирующих жизнь мусульманина) следующие пункты:
-
Количество номеров, оборудованных с соблюдением стандартов халяль, должно составлять минимум 10% от общего количества комнат в отеле.
-
Используемые в декоре художественные произведения не должны содержать изображений человеческого тела и животных.
-
Если в отеле предоставляется питание или есть ресторан, то меню должно включать халяльные позиции. Это подразумевает либо наличие сертифицированного производства халяльной продукции в самом отеле, либо предоставление информации о близлежащих халяльных заведениях.
-
Наличие в номерах указателя для четкого обозначения направления киблы (ТУЛТИП: Направление в сторону Каабы в Заповедной мечети в Мекке. Кааба — это священное место, построенное пророками Ибрахимом и Исмаилом).
-
В номерах должно быть достаточно места, чтобы гость-мусульманин мог совершать молитву (намаз) в номере.
-
Ванная комната должна быть оборудована биде, гигиеническим душем или гигиенической лейкой (кувшином).
-
Предметы личной гигиены не должны содержать запрещенных в исламе компонентов (например, эмульгаторов животного происхождения).
-
Не допускается хранить в номере алкогольные напитки.
-
Выбор телеканалов, предоставляемых в номерах, не должен включать каналы «для взрослых».
-
По просьбе гостя должен предоставляться молитвенный коврик (саджжада).
-
Чистая женская молитвенная одежда также должна предоставляться по запросу; мужскую предоставлять не нужно.
-
Требуется наличие информации в номере или на доске объявлений (или по запросу на ресепшене) по следующим вопросам: время молитвы, местонахождение ближайшей мечети или молельного дома, перечень ближайших предприятий общественного питания халяль.
-
Предоставление Корана по просьбе гостя.
-
Персонал гостиницы должен пройти внешнее обучение по нормам исламского права и их применению в гостиничном бизнесе.
-
Внешний вид сотрудниц отеля не должен быть провокационным. Не допускаются глубокие вырезы в одежде. Для персонала необходимо предусмотреть одежду свободного (не обтягивающего) кроя, с длинными рукавами.
Требования «Муслим френдли» усиленного уровня предполагают следующий перечень дополнений:
-
Количество номеров, оборудованных с соблюдением стандартов халяль, должно составлять минимум 25% от общего количества номеров в отеле.
-
Должна быть отдельная общая комната для молитвы.
-
Отдельное питание халяль для гостей должно быть организовано в сертифицированном по стандартам халяль ресторане гостиницы.
Отельеры сами могут решить, в какой степени внедрить систему «Муслим френдли» в гостинице. Например, можно запретить продажу алкоголя и нехаляльных блюд во всем отеле. А можно просто выделить зону, где будут действовать особые правила (в частности, халяльное меню в ресторане, отсутствие спиртного и др.).
Роскачество разработало систему «Муслим френдли» на базе сотрудничества с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан.
В 2024 году Академия Роскачества запустила курс «Гостеприимство по стандартам халяль».
Программа разработана экспертами Центра компетенций халяль Роскачества и Академии Роскачества. Курс раскрывает и актуализирует данные по нормативно-правовой документации, процессам сертификации, критическим точкам сертификации гостиниц, работающих по стандартам халяль.
Также слушатели знакомятся с практическим опытом внедрения стандартов халяль в работу гостиниц и совместно с экспертами разбирают кейсы и сложные вопросы, возникающие при сертификации, погружаются в специфику процесса.