Роскачество исследовало 30 популярных в России торговых марок (далее ТМ) ультрапастеризованного молока жирностью 3,2% (из них одна (Parmalat) жирностью 3,5%, потому что эта популярная марка не производит ультрапастеризованное молоко меньшей жирности).
Что показали результаты исследования?
-
Все изученное ультрапастеризованное молоко – безопасный продукт. В процессе высокотемпературной обработки в нем не остается патогенных микроорганизмов. В молоке также не выявлены превышения по содержанию потенциально опасных веществ, таких как свинец, ртуть, мышьяк. Не содержится в нем и афлатоксин М1, который мог бы попасть в продукт через корм.
-
Во всех исследованных ТМ нет нарушений по содержанию антибиотиков. Более того, эксперты Роскачества не выявили даже следовые количества антибиотиков. Отсутствуют в молоке и растительные жиры, которых так опасаются потребители.
-
В ходе лабораторных испытаний в ультрапастеризованном молоке не обнаружили ни фосфатазы, ни пероксидазы, что свидетельствует о том, что все молоко прошло должную термическую обработку и действительно является ультрапастеризованным.
-
В основном ультрапастеризованное молоко производят из качественного сырья – об этом говорит показатель СОМО (сухой обезжиренный молочный остаток). В большинстве исследованных товаров этот показатель соответствует требованиям технического регламента. Только у молока «Тяжин» и «Фрау Му» СОМО оказался ниже установленных норм.
-
Плотность молока 29 ТМ соответствует установленным нормативам. Чем выше плотность, тем больше в молоке сухих веществ (белка, жира, углеводов), меньше воды (нативной, природной), тем оно вкуснее.
-
В соответствии с ГОСТом у молока должна быть первая группа чистоты, которая не допускает микровключений в сырье, 29 ТМ соответствуют первой группе чистоты.
-
Вкус, запах, консистенция и цвет ультрапастеризованного молока 25 ТМ соответствовали не только требованиям ГОСТа, но и опережающего стандарта Роскачества. А именно: консистенция молока однородная, нетягучая, слегка вязкая. Без хлопьев белка и сбившихся комочков жира. Цвет – белый или с легким кремовым оттенком. Вкус и запах характерные для молока, с легким привкусом кипячения и у некоторых ТМ – со слегка сладковатым привкусом.
Подробнее о результатах исследования читайте ЗДЕСЬ.
Лучшее ультрапастеризованное молоко – 2021
Из 30 изученных торговых марок 17, то есть больше половины, признаны высококачественным молоком: «Авида», «Амка», «Белый город», «Веселый молочник», «Вкуснотеево», «Домик в деревне», «Залесский фермер», «Красная цена», «М», «Моя цена», «Му-у», «Простоквашино», «Северная долина», «С нашей фермы», Globus, Parmalat, Valio. Эта продукция может претендовать на присвоение ей российского Знака качества.
Среди этих товаров российский Знак качества уже получило молоко торговых марок Globus, Parmalat, «Амка», «Белый город», «Молочная речка», «Моя цена», «Му-у», «С нашей фермы», «Северная долина», «Село Зеленое». Право наносить на продукцию Знак качества подтверждается ежегодно.
Как выбрать молоко в магазине?
– Первый признак качественного продукта – надпись на этикетке «ГОСТ 31450». В молоке по ГОСТу установлен повышенный уровень белка – не менее 3%, тогда как в молоке по ТУ или СТО белка может быть меньше – всего 2,8%.
Вы можете не найти на этикетке молока слова «состав». Дело в том, что молоко – однокомпонентный продукт, поэтому на упаковке может быть написано: «Изготовлено из коровьего молока» или, например, «Изготовлено из цельного молока». Также будет совершенно правильным и указание «Состав: молоко цельное, молоко обезжиренное». Иногда в составе пишут «изготовлено из нормализованного молока». Не нужно пугаться этой надписи, в ней не кроется никакой «химии», сложной физической обработки или добавления сухого молока.
Нормализация – это традиционная технологическая операция по достижению заявленной в стандарте жирности, которая является первой стадией в производстве любого молочного продукта, в том числе и питьевого молока. Нормализованное молоко получается путем поточного комбинирования цельного молока с полученными в результате его же сепарирования сливок и обезжиренного молока.
Законодательно в регламенте и во всех стандартах для производства питьевого молока запрещено добавление сухого молока. Если оно добавляется или если продукт сделан полностью из сухого молока и воды, то название продукта будет другим: либо «молочный напиток», либо «восстановленное молоко из сухого молока».
Кроме того, в составе продукта указывается его пищевая ценность. Пищевая ценность молока – это количество белков, жиров и углеводов в 100 г молока. Так, в классическом молоке жирностью 3,2% по ГОСТ 31450 должно быть не менее чем 3,0 г белка (часто его количество немного больше – 3,2–3,4 г, и это замечательно), 3,2 г молочного жира (никакого другого жира в молоке просто не должно быть) и в среднем 4,6 г лактозы (это молочный сахар, обязательный компонент молока).
Если в молоко добавлены витамины, минеральные компоненты (например, кальций), то такое питьевое молоко уже будет «обогащенным молоком», и количество добавленных веществ, а также их суточную норму для человека можно будет также увидеть в составе.
И, конечно, стоит обратить внимание на энергетическую ценность молока. Чем больше жирность молока, тем больше калорий содержат эти же 100 г продукта.
Подробнее о нюансах выбора молока в магазине, а также о том, чем ультрапастеризованное молоко отличается от пастеризованного и стерилизованного, читайте ЗДЕСЬ.
Почему молоко не горчит и не киснет: 12 ответов на ваши вопросы ЗДЕСЬ.
7 мифов о молоке. Какие правдивые, а какие – вымысел?
Аутсайдеры исследования
ТМ «Тяжин» и «Фрау Му». В продукции обеих марок показатель сухого молочного остатка (СОМО) оказался ниже установленных нормативов. У этих же двух ТМ не соответствует заявленное и фактическое содержание жира и белка, оно оказалось немного меньше.
Кроме этого, плотность молока «Тяжин» ниже установленных нормативов, а группа чистоты не соответствовала первой. Вкус и запах молока «Тяжин» оказались невыраженными, что является нарушением требований ГОСТа.
Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.