Разные эпохи порождали неординарные методы поддержки качества. Почетное звание «Поставщик Двора его Императорского Величества» было присвоено множеству фабрик и мануфактур. Советский период выставки отличается серьезной пропагандой качества, которая отражена в коллекции плакатов 30–50-х годов, знаменах, вымпелах и почетных грамотах. Особняком стоят 60–80-е годы, когда была реализована программа Пятой пятилетки – пятилетки качества. Именно в это время значимость приобретает знак качества СССР.
Стенд «Товары-легенды»
Самовар – русская чайная машина, как его называли в Западной Европе, – впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. В конце XIX века в Туле существовало более десяти фабрик однофамильцев Баташевых. В 1898 году утвержден устав «Товарищества паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле».
Кондитерские изделия. Немецкий подданный Фердинанд Эйнем в 1850 году занялся производством пиленого сахара. Позже, в 1851 году, он организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет. «Товарищество Эйнемъ» успешно конкурировало с другими кондитерскими магнатами, в том числе «Абрикосов и сыновья» (ныне концерн «Бабаевский»), в первую очередь за счет очень широкого ассортимента продукции.
После Октябрьской революции, в 1918 году, фабрика была национализирована и в этом же году получила название «Государственная кондитерская фабрика № 1». В 1922 году она была переименована в «Красный Октябрь». Настоящая легенда этой фабрики – молочный шоколад «Аленка» – обладатель российского Знака качества.
Мыло, бытовая химия. В середине XIX века в Петербурге открылся свечной заводик. В 1865 году завод был официально зарегистрирован и получил название «Мыловаренный завод номер 1». Визитной карточкой завода стало мраморное мыло с этикеткой, изображающей фабричную марку «Жука-скарабея». В качестве консультанта завод посещал Д. И. Менделеев.
На Нижегородской выставке в 1896 году завод получил право ставить на своей продукции клеймо – двуглавого орла, который был наивысшим знаком качества того времени. В 1991 году собственником предприятия стал трудовой коллектив, который дал ему название «Аист».
В 2018 году стиральному порошку «Аист» присвоен российский Знак качества.
Один из центральных стендов – «Виртуальный сканер качества». Интерактивная презентация с применением трехмерной графики, motion-дизайна и других передовых технологий будет показана на сенсорном экране, который «просвечивает» закрытые двери шкафа, холодильника и комнаты. На экране посетитель может увидеть рекомендации по выбору качественных продуктов, детских товаров и товаров для дома, одежды, текстиля и мебели.
Отдельно – стенд «Старый телевизор». Реализован как полка с телеприемниками 70–80-х годов, на которых нон-стоп фрагментарно транслируются советские телехиты: выпуски программы «Больше хороших товаров», киножурнал «Фитиль», выступления советских классиков сатиры и юмора.
Кроме стендов с документами, фотографиями и плакатами, выделен стенд с тематическими карикатурами из журнала «Крокодил» – популярного и любимого среди читателей сатирического издания. Работы, представленные на выставке, опубликованы в журналах, выпускаемых с 30-х годов. Каждый год охарактеризован определенной проблемой: качество артельных товаров в первые годы молодого советского государства, качество строительства в 80-х годах и др. Все работы актуальны и для XXI века.
Завершит выставку стенд «Качественные истории». Экспозиция сформирована из вещей, подаренных Роскачеству, и описанием истории предметов. Это старт формирования новой выставки, где экспонатами станут вещи с «качественной» историей, которыми захотят поделиться уже наши зрители и гости.