Белые и розовые вина: изменится ли их доля на рынке?
Долгие годы российский рынок оставался преимущественно рынком красного вина. Его потребление занимало в общем объеме более двух третей предложения. На белые вина спрос был существенно ниже, а розовые лишь недавно вообще начали появляться на полках супермаркетов с отдельной выкладкой в винной категории. Эта ситуация эволюционирует буквально на наших глазах. Основной потребитель вина в России – это женщины, и именно они меняют свои предпочтения от насыщенных и зачастую полусладких красных вин к более легким белым.
Изменения особенно наглядно заметны в секторе импорта, где уже несколько лет отмечается рост популярности вин из белых сортов винограда. С 2016 года импорт белых вин в Россию вырос на 98% – с 57,5 до 113,3 млн литров, красные вина за тот же период прибавили чуть больше 30% в объеме. Пять лет назад красные вина занимали примерно 65% рынка, сейчас другие, более динамично растущие стили вина сократили их долю примерно до 50% от общего объема. Российские виноделы четко видят эти тенденции спроса. В 2022 году на рынке появится ряд новинок ярких, фруктовых белых и розовых вин, тихих и игристых, которые обеспечат запросы покупателей
В то же время аналитики отмечают сокращение доли рынка полусладких вин в пользу сухих и полусухих, связывая эту тенденцию с развитием трендов более внимательного отношения покупателей к своему рациону, уменьшения количества сахаров, а также с развитием культуры потребления.
Прогноз на 2022 год
В текущем году тенденция сокращения доли красных вин на рынке продолжится. Не только в пользу белых вин, но и за счет увеличения доли розовых. Эксперты отмечают, что импортные поставки розе за последние пять лет выросли более чем вдвое. Российские производители также уделяют этому направлению гораздо больше внимания. В том числе в недорогом ценовом сегменте.
На это указывает динамика категории розовых вин в рейтинге “Винный гид России” – число образцов розового вина, представленных на полках, выросло более чем вдвое. Настоящий бум предложений розе ожидается этим летом. В том числе расширенное предложение представят отечественные производители. Если для красных вин дождливая осень 2021 года была не совсем удачной, то интересные розовые виноделам удались.
В ресторан за российским вином
Если на полках розничных сетей представленность российских вин начала увеличиваться еще в 2018 году с началом федеральных акций «Дни российских вин», то в ресторанах этот тренд явно проявился только в 2021 году. Этому способствовали два «высоких сезона» в туристической сфере винных регионов юга России, когда закрытые границы побудили обеспеченных россиян искать винно-гастрономических впечатлений на Кубани и в Крыму. Возвращаясь в крупные города, эти туристы привозили с собой и более высокую лояльность к отечественному виноделию, знания регионов, винных брендов. И рестораторы постепенно начали соответствовать этим запросам. События 2022 года лишь усилят эту тенденцию. В ресторанных картах появятся специальные предложения российских вин более широкого спектра.
Российские вина начали появляться в винных картах примерно в середине 2010-х годов, когда виноделы смогли предложить для ХоРеКа достойный уровень качества. Но это были ограниченные предложения, адресованные в первую очередь зарубежным туристам. В 2021 году начался настоящий бум на винные бары, рестораны с российской винной картой, российские вина выдвинулись на первые позиции и в классических заведениях с широким винным предложением. Первое заведение, полностью основанное на российских винах, открылось в Москве в конце 2020 года, а уже к концу 2021-го таких ресторанов и баров открылось полтора десятка – в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и т. д.
Прогноз на 2022 год
Направление российских вин в сфере общественного питания будет развиваться. В курортном сезоне 2022 года на Черноморском побережье откроется несколько новых заведений, сочетающих локальную кухню с российским вином. Продолжатся открытия в столичных регионах, в городах-миллионниках. Этому способствует появление новых фермерских хозяйств, объемы производства которых ориентируют их в первую очередь на рестораны. В картах ресторанов будет появляться больше предложений вин по бокалам.
Упаковки большие и маленькие
Представители розничной торговли отмечают рост интереса покупателей к винам в «двойных» бутылках – «магнумах». Российские производители продолжают расширять ассортимент за счет таких позиций – как игристых, так и тихих вин. Причем вино в больших объемах представлено как в «премиальном» ценовом сегменте – в качестве специального предложения для коллекционеров и ресторанов, так и в бюджетных магазинах – «дискаунтерах» (1 и 1,5 литра в стеклянных бутылках). В таком формате большая бутылка выглядит более выгодной покупкой.
В течение последних лет растет и тренд на винную тару небольшого объема.
Стеклянные бутылочки 0,25 и 0,375 литра стали востребованы не только в отелях и в дорожном формате (например, в поездах и самолетах), но и в розничной торговле.
Это также связано с распространением тенденции разумного ограничения в потреблении вина.
На мировом рынке развитие спроса на новые форматы тары уже привело к настоящему буму вина, в особенности игристого, коктейлей на винной основе в алюминиевых банках. Помимо легкости и удобства для потребителя, банка еще и экологична, поскольку полностью перерабатывается как вторсырье. В России эта тенденция буквально «на пороге». Мы видим, что в 2021 году на рынок винодельческой продукции в такой таре зашли мировые бренды, появились и первые российские вина в банках.
Прогноз на 2022 год
Большинство видов трендовой тары производится у нас в стране. Возможны временные сложности с обеспечением производителей комплектующими, но тренд на вино в банках и в крупных форматах тары (включая упаковку bag-in-box), скорее всего, продолжится.
Крупные производители уже анонсируют в том числе появление новых предложений в алюминиевой таре.
Правда, производителям и поставщикам придется решать вопросы качества, ведь упаковка – это еще далеко не все.
В целом 2022 год на винном рынке будет посвящен изменениям потребительского поведения. Покупатели станут более экономны, сократят ситуативные эмоциональные покупки, будут более внимательно относиться к качеству, искать дополнительную информацию о товарах, чтобы обеспечить надежный выбор и не потратить деньги напрасно. По оценкам экспертов Роскачества, сокращение затрат на крепкий алкоголь будет более выраженным, чем на вино.
В группах «Винного гида России» еще больше интересных подробностей. Выберите вашу любимую соцсеть и присоединяйтесь:
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.