«Винный гид России» – это ежегодный проект по исследованию винодельческой продукции, который Роскачество реализует совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России, спонсором проекта является АО Россельхозбанк.
Лучшая динамика роста – у игристых вин
За первое полугодие 2020 года экспортные поставки винодельческой продукции из России выросли на 28,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Наиболее активная динамика роста наблюдалась в категории игристых вин. Поставки приросли примерно на 34%. Стоит отметить, что экспорт водки – главного алкогольного продукта, с которым ассоциируется Россия, – за тот же период вырос менее чем на 1%.
Динамика роста могла бы быть еще более выраженной. Пандемия существенно затруднила деловые контакты с Китаем как ключевым рынком сбыта отечественного вина. Вместе с тем куда больший объем продукции российских виноделов по-прежнему потребляют страны ЕАЭС и другие государства ближнего зарубежья. На рынках Белоруссии и Казахстана есть большой потенциал развития бренда “российское вино”.
В первом квартале текущего года, несмотря на уже действовавшие карантинные меры в Китае, динамика роста экспорта поставок вина была еще более выраженной. В январе – марте 2020 года прирост экспорта вина составил порядка 52%, игристого – более 60%. Экспортные поставки водки за тот же период снижались примерно на 12%.
В общей сложности за первое полугодие 2020 года Россия экспортировала 1,23 млн литров винодельческой продукции (без учета винных напитков и плодовых вин). Для сравнения, в 2019 году аналогичный показатель не смог дотянуть до 1 млн литров.
Китай – среди основных рынков сбыта
Основными рынками сбыта российского вина, в том числе игристого, остаются страны ближнего зарубежья. Среди стран дальнего зарубежья наиболее активно закупает российские вина Китай, а конкретно игристые – Израиль. В первом полугодии 2020 года российская винодельческая продукция также поставлялась в Швейцарию, Германию и Японию.
«Экспорт российского вина растет “с низкой базы”. Пока это очень небольшие объемы на фоне громадного внутреннего рынка винодельческой продукции, превышающего 1 млрд литров, тем не менее поставки отечественного вина за рубеж очень важны с имиджевой точки зрения», – говорит Илья Лоевский.