Деление на полках: продукты БЗМЖ
Согласно постановлению правительства, «в торговом зале или другом месте продажи молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты должны размещаться так, чтобы их можно было визуально отделить от других пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира» (продукты БЗМЖ). Притом, что организации вправе самостоятельно определять способ такого разделения, Минпромторгом совместно с Роспотребнадзором были разработаны специальные методические рекомендации.
В соответствии с ними, можно:
- Выкладывать продукты с применением полочных разделителей.- Выкладывать продукты с дополнительным оформлением ценников.
- Выкладывать продукты с дополнительным оформлением товарных полок и ценников.
В случае, если речь идёт о низкотемпературном холодильнике, предлагается следующий вариант:
Что касается информационной надписи, которой должна сопровождаться «молочка», то её можно размещать как на «ценникодержателе» или «стоппере» (полосе для ценников), так и на самой полке:
Эксперты изучили полки в 30 магазинах: что они обнаружили?
Эксперты Роскачества осмотрели молочные полки 24 сетевых («Ашан», «Глобус», «Да!», «Лента», «Перекрёсток») и 6 несетевых магазинов, расположенных в Москве. Как оказалось, все торговые точки, принадлежащие сетям, соблюдают новые требования: отличить продукты с добавлением растительных жиров от 100-процентной «молочки» в них не составило труда, хоть способы, с помощью которых это осуществили, и были разными. Так, кто-то, к примеру, ограничился дополнительным оформлением ценников, а кто-то пошёл дальше, выделив под каждый вид продукции отдельные полки.
С несетевыми магазинами дела обстоят иначе: в одних продукты с добавлением растительных жиров визуально никак не отделялись от 100-процентной «молочки», в других же это разделение было лишь номинальным.
АКОРТ рассказал, почему крупные торговые сети более ответственные
Как отметили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), сложившуюся ситуацию легко объяснить.
Крупные сети всегда являются объектом повышенного внимания контрольно-надзорных органов, каждое из нововведений они полностью отрабатывают. Разделение продукции с заменителями молочных жиров начали обсуждать задолго до вступления в силу, для подготовки было полгода, так что все они успели подготовиться: проработали систему размещения, организовали персонал. Работы было много, она предполагала значительные затраты. Возможно, в индивидуальных, не в сетевых торговых точках, где-то на периферии подобная работа не проделана, но это уже вопрос к контролирующим органам, которые должны организовать проверки. В любом случае, это работа, которая должна быть сделана, и с точки зрения выполнения закона, и с точки зрения информирования покупателя о продукте, – уточнил директор по внешним связям Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко.Что касается целесообразности самого нововведения, то, по словам представителей сетей, для потребителей оно действительно оказалось полезным.
Люди этим пользуются, и людям это нужно. От торговых сетей регулярно поступает информация о том, что потребители отмечают разделение молочной полки, задают вопросы по поводу аббревиатур и иных обозначений и в целом отмечают нововведения, - добавили в АКОРТ.Подводя итог, можно сказать, что в целом новые правила соблюдаются, однако многие посетители магазинов не могут сразу определить, где находится тот или иной тип молочной продукции. Особенно это касается небольших и несетевых магазинов. Значительная часть таких объектов торговли подошла к вопросу разделения молочной полки формально – ценники с обозначением «БЗМЖ» напечатаны мелким шрифтом, надписи не выделяются в общей массе текстовой и графической информации на прилавке или в холодильнике, и как итог не происходит визуального, интуитивного разделения продукции для потребителя.
Сейчас в торговых точках по большей части мы видим незнакомую пока потребителю аббревиатуру «БЗМЖ», которая зачастую располагается на ценниках довольно мелким шрифтом. Многие торговые точки, в том числе так называемой традиционной, несетевой розницы, выбирают иные способы маркировки, от чего у потребителя не складывается единой картины того, как именно разделяются молочные продукты, – пояснила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева .Напомним, 11 января 2019 года истёк 180-дневный срок, который, согласно принятому ранее закону, был отведён производителям молокосодержащей продукции с растительными жирами на подготовку к изменениям – приведение маркировки продукции в соответствие с новыми требованиями, а также оформление сопроводительных документов на товары с новой классификацией.
Как показало расследование, проведённое Роскачеством в начале года, подавляющее большинство производителей новые правила соблюдают: лишь у 5 товаров из 535 были выявлены нарушения в маркировке.