23.05.2024

Что показало исследование бензина АИ-92?

Добавить в закладки
Роскачество подвело итоги очередного этапа масштабного исследования отечественного топливного рынка, начатого совместно с Росстандартом. Регионом, выбранным для отбора проб, из-за большого числа поступающих оттуда жалоб стала Владимирская область.

Опасения потребителей


Практически каждому автолюбителю известно, что, если на холостом ходу стучит двигатель, плавают обороты или внезапно увеличивается расход топлива, это может быть следствием того, что бензин, которым вы регулярно заправляетесь на АЗС, был некачественным.

По данным Росстандарта, в последние годы наблюдается позитивная тенденция к снижению доли контрафакта среди бензина. Так, за период с 2015 по 2022 год она снизилась с 20 до 5%. Снизилось и число АЗС с нарушениями: с 13% в 2020 до 3% в 2022 году, это связано отчасти с введением моратория на проверки бизнеса. Но проблемные АЗС все равно остаются.

По данным опроса, проведенного Роскачеством, 41% автолюбителей сталкивался с некачественным топливом. Перед запуском исследования мы попросили читателей поделиться своими опасениями при покупке бензина.

Потребители чаще всего высказывают следующие опасения:


  • Характеристики бензина доводят до более высоких показателей при помощи добавления запрещенных антидетонационных присадок, повышающих октановое число.
  • Бензин разбавляют водой, чтобы получить больший объем продукта для реализации.
  • Бензин зачастую бывает грязным, в нем нередко содержатся различные вредные примеси.
  • Бензин на сетевых АЗС более качественный по сравнению с частными/локальными организациями.
  • Дешевый бензин хуже дорогого по качеству.

Чтобы выяснить, насколько оправданны опасения потребителей, и узнать, где вероятность заправиться некачественным топливом выше всего, Роскачество продолжило свое исследование автомобильного бензина экологического класса К5 марки АИ-92 (далее – бензин), начатое еще осенью 2018 года в Ставропольском крае.

Новые испытания проведены во Владимирской области.


Очередным регионом для отбора проб Роскачество и Росстандарт определили одну из самых неблагополучных – Владимирскую область. Мы продолжим исследовать бензин на заправках и в других регионах страны.

Испытания были организованы в рамках соглашения о взаимодействии с Росстандартом, в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению общественного контроля в сфере топливного рынка. Образцы бензина были закуплены сертифицированными экспертами на 55 АЗС Владимирской области. В том числе пробы отобраны на нестационарных заправках (бочках). Исследование проб проводилось в аккредитованной лаборатории на поверенных средствах измерения и аттестованном испытательном оборудовании.

FullSizeRender-1.jpg
Испытания бензина в лаборатории

Чтобы ответить на поставленные в начале исследования вопросы, нужно было в первую очередь выяснить, соответствует ли продукция обязательным требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

Справочно

Данный регламент, в частности, устанавливает, какими физико-химическими и эксплуатационными показателями должен обладать бензин, включая значение октанового числа, допустимое содержание в бензине различных химических соединений и элементов, давление насыщенных паров, а также другие параметры, нарушения по которым сказываются на исправной работе автомобиля и впоследствии могут привести к его полной поломке.

 

Всего бензин был протестирован по 18 показателям.

Почему именно Владимирская область?


Согласно карте качества топлива в России, составленной Росстандартом в 2019 году, Владимирская область входит в список регионов с максимальным количеством нарушений: более 20% взятых в этом регионе проб топлива имели признаки суррогата и другие нарушения. Именно поэтому Роскачество выбрало Владимирскую область для очередного этапа мониторинга.

Всего в наше исследование попали следующие изготовители бензина:

  • 18 торговых марок (ТМ) – ПАО «Славнефть-ЯНОС»
  • 7 ТМ – АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»
  • 6 ТМ – АО «Танеко»
  • 6 ТМ – ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»
  • 4 ТМ – ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт»
  • 3 ТМ – ООО «Газпром сеть АЗС»
  • 2 ТМ – ООО «Транзит-Сервис»
  • 2 ТМ – АО «Газпромнефть – Московский НПЗ»
  • 2 ТМ – ООО «РОСТТЕХ»
  • 2 ТМ – ООО «НефтеПродуктСервис»
  • 1 ТМ – ООО «Энергия»
  • 1 ТМ – ООО «ЛУКОЙЛ-Транс»
  • 1 ТМ – изготовитель не указан

По ГОСТ 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный» изготовлено 42 ТМ бензина, по СТО – 10 ТМ, у 3 ТМ нормативный документ не указан.

Выявлено превышение содержания серы в бензине


По итогам лабораторных испытаний лишь в 5 из 55 образцов обнаружены несоответствия требованиям технического регламента, которые предъявляются к характеристикам топлива. Так, были выявлены нарушения по допустимому содержанию серы в бензине на следующих АЗС:


Две сетевые АЗС «Магистраль Эконом» (владельцы – ИП Сычев О. А. и ИП Сычев А. П., изготовитель – ПАО «Славнефть-ЯНОС»).

Три несетевые АЗС:
  • владелец – ООО «Сычев» (владельцами АЗС не был предоставлен паспорт продукции);
  • владелец – ООО «Сычев» (изготовитель – АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»);
  • владелец – ООО «Сычев» (изготовитель – ПАО «Славнефть-ЯНОС»).

Справочно

Превышение массовой доли серы сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок, а также оказывает негативное воздействие на окружающую среду.



У остальных 50 образцов несоответствий по этому и другим показателям не выявлено.

Все остальные требования технического регламента, предъявляемые к характеристикам топлива, были соблюдены.

Согласно обязательным требованиям, допустимая массовая доля серы в бензине не должна превышать 10 мг/кг.

Исследование Роскачества выявило очень серьезные превышения массовой доли серы. У одного из образцов топлива норма превышена в 536 раз. Минимальное нарушение – в 108 раз по сравнению с допустимым количеством, объясняет Николай Григорьев, инженер-химик 1-й категории нефтехимической лаборатории.
Визуально или по запаху достоверно невозможно определить, каково содержание серы в том топливе, которое вы приобретаете на заправочной станции. Определение качества такого крайне сложного продукта, как бензин, возможно только в аккредитованной лаборатории с использованием ряда специальных приборов, резюмирует эксперт.

Дешевый бензин на несетевых заправках менее качественный


Что характерно: обнаруженные нарушения чаще фиксировались в автомобильном топливе по цене ниже среднего. Стоимость топлива с несоответствиями обязательным требованиям варьирует от 47,20 до 47,30 руб. за 1 л, тогда как средняя стоимость бензина на АЗС составляет 49,26 руб. за 1 л.

Образцы бензина, в которых обнаружились несоответствия установленным требованиям, в большинстве случаев были закуплены на несетевых АЗС.

При закупке нарушения порядка обращения топлива на рынке выявлены только на одной АЗС: по требованию потребителя продавец (ООО «Сычев») не предъявил копию документа о качестве топлива (паспорт). Среди 54 предъявленных документов паспорта качества 20 проб оформлены не более чем за одну неделю до отбора, шесть проб – не более чем за две недели, 13 – за 2–4 недели до отбора, 15 – более 1 месяца, из которых 13 – в 2023 году, 2 – в 2024-м.

Оправданны ли опасения потребителей?


  • Испытания показали, что на АЗС во Владимирской области продается бензин с октановым числом, соответствующим заявленному классу.

Справочно

Октановое число характеризует стойкость бензина к воспламенению под воздействием сжатия: чем это число выше, тем больше давления можно оказать на топливо, не вызывая детонации. Его несоответствие классу бензина может привести к уменьшению КПД двигателя, увеличению расхода топлива и разрушению поршневой группы двигателя. В бензине АИ-92 октановое число должно быть не менее 92 по исследовательскому методу, не менее 83 – по моторному.

 
  • Также не подтвердились опасения автовладельцев относительно антидетонационных присадок: превышений по ним не выявлено.
  • Ни воды, ни механических примесей в образцах не обнаружено. 
  • При этом повышенное содержание серы, которое было выявлено в пяти образцах, не только сказывается на нормальной работе автомобиля, но также негативно влияет на окружающую среду. Информация о нарушениях была передана в Росстандарт.
  • Отчасти справедливы опасения потребителей, предполагающих, что на несетевых АЗС качество топлива хуже, чем на сетевых: большинство нарушений выявлено именно на несетевых заправках.
  • Бензин с нарушениями обязательных требований имеет более низкую стоимость, что подтверждает опасения потребителей: если бензин продается по цене ниже средней по области, то, скорее всего, он будет некачественным.


Ситуация с бензином во Владимирской области улучшилась


В 2019 году территориальным отделом по Владимирской области ЦМТУ Росстандарта проведено 17 проверок соблюдения требований ТР ТС 013/2011. Тогда нарушения по физико-химическим показателям были выявлены в 35% проб от общего числа (превышения массовой доли серы и температуры вспышки в закрытом тигле), а виновные лица были привлечены к ответственности по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.

Исследование этого года показало, что ситуация с топливом на АЗС Владимирской области значительно улучшилась. Только на 9% АЗС зафиксированы нарушения законодательства, а именно несоответствие ТР ТС 013/2011 по массовой доле серы. Тогда как качество автомобильного топлива на 91% АЗС от общего числа исследованных соответствует обязательным требованиям ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

Что еще оценивали эксперты во время испытаний


Помимо соответствия октанового числа заявленному классу бензина, а также содержания в нем массовой доли серы, кислорода и оксигенатов, наличия в составе примесей и воды, в ходе исследования изучались и другие параметры бензина, имеющие не меньшее значение.

FullSizeRender.jpg

Фракционный состав


Характеризует степень испаряемости топлива при определенных температурах. Так, для нормальной работы двигателя составляющие фракции должны находиться в пределах температур перегонки. В противном случае ухудшаются его пусковые свойства, уменьшается развиваемая мощность и возрастает расход топлива.

Давление насыщенных паров


Данный показатель определяет испаряемость головных фракций бензина и его пусковые качества. Согласно техрегламенту, в летний период давление насыщенных паров должно составлять от 35 до 80 кПа, а в зимний период и межсезонье – от 35 до 100 кПа. Если показатель превышен, это может привести к затрудненному запуску двигателя и образованию паровых пробок в топливной магистрали.

Химическая стабильность


Способность топлива сохранять свои первоначальные свойства и противостоять различным химическим реакциям (главным образом – окислению), которым оно может быть подвергнуто в процессах хранения, транспортировки и применения. Данный параметр бензина зависит прежде всего от наличия в его составе непредельных углеводородов. Эти соединения имеют высокую реакционную способность и легко взаимодействуют с кислородом воздуха, образуя при этом смолистые вещества, которые в камере сгорания при высокой температуре превращаются в твердые отложения, так называемые нагары.
При превышении концентрации смол на поршнях и клапанах увеличивается нагар, закоксовываются клапаны и поршневые кольца, а также закоксовываются и загрязняются топливные форсунки.

Оксигенаты


Оксигенаты – кислородсодержащие соединения, которые применяются в качестве высокооктановых компонентов, чтобы расширить ресурсы топлива. Если в двигателе есть резинотехнические изделия, не рассчитанные на топливо с высоким содержанием спиртов, оксигенаты их просто растворят.

Превышение допустимого содержания кислорода


Высокое содержание кислорода может спровоцировать некорректную работу датчиков расхода воздуха и привести к чрезмерному окислению деталей. Согласно техническому регламенту, массовая доля кислорода в топливе не должна превышать 2,7% (норматив установлен для бензина экологических классов К3, К4, К5).

Другие показатели


На образование нагаров влияет в том числе наличие в бензине тетраэтилсвинца (считается, что он отсутствует в составе, если его концентрация составляет менее 2,5 мг/дм).

Что касается экологических требований, предъявляемых к топливу, то, согласно ГОСТу, основным средством от его вредных воздействий является использование герметичного оборудования в ходе производственных процессов, а также во время транспортировки бензина и его хранения. Одновременно должен строго соблюдаться технологический режим, а при проведении различных манипуляций с бензином необходимо предусматривать меры, исключающие его попадание в канализацию, водоемы и почву.


Реакция поставщиков бензина и контрольных органов


Роскачество связалось с поставщиками бензина, которые указаны в паспортах продукции, на 5 АЗС с выявленными нарушениями.

Поставщик бензина АО «Рязаньнефтепродукт» сообщил, что договор поставки нефтепродуктов оптовым покупателям с нефтебаз между АО «Рязаньнефтепродукт» и ООО «Сычев» в 2023 году не заключался, в связи с чем поставка нефтепродуктов в адрес ООО «Сычев» не производилась.

Также поставщик бензина ПАО «Славнефть-ЯНОС», который был указан в паспорте на бензин трех АЗС, в бензине которых были выявлены нарушения обязательных требований, сообщил, что поставок 09.01 в адрес автозаправочных станций ИП Сычева А. П., Сычева О. А. и ООО «Сычев» не было.

Информация по факту реализации бензина ИП Сычевым О. А., ИП Сычевым А. П. и ООО «Сычев» на АЗС во Владимирской области, не соответствующего обязательным требованиям, направлена в органы МВД, так как по результатам рассмотрения материалов закупки и полученных сведений от ПАО «Славнефть-ЯНОС» и АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» сделан вывод о том, что закупленный бензин произведен неустановленными лицами, а продавцы (ИП Сычев О. А., ИП Сычев А. П. и ООО «Сычев») реализуют топливо на АЗС с использованием документов (паспортов топлива), содержащих сведения, которые не нашли своего фактического подтверждения у производителей топлива (ПАО «Славнефть-ЯНОС» и АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»).

ЦМТУ Росстандарта объявило ИП Сычеву О. А., ИП Сычеву А. П. и ООО «Сычев» предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований ТР ТС 013/2011.
Теги:
Поделиться:
Вам понравилось наше исследование?
Оцените, пожалуйста, насколько исследование было для вас полезным:

Возможно, вам чего-то не хватило в исследовании?

1 комментарий
Из 55 АЗС только 8 принадлежат к несетевым АЗС. Хотя в регионе наоборот количество несетевых АЗС больше чем сетевых. Если бы проверка была проведена исходя из соотношения сетевых к несетевым, то процент некачественного топлива был бы больше. Тем более проверяли только АИ-92. Это самый не подделываемый нефтепродукт. Проверили бы АИ-95, который с разными моющими присадками торгуют или ДТ, то процент некачественного топлива был бы больше. Тем более сейчас модно получать декларации на моторное топливо по ТУ.
Читать дальше
24.05.2024 15:57
Ответ Народный Контроль: Спасибо большое за предложение. В следующем исследовании мы обязательно учтём ваше пожелание.
27.05.2024 15:38
Наверх

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара