16.09.2022

Нужны ли права на электросамокат в 2022 и другие важные вопросы

Добавить в закладки
Человек на электросамокате приравнивается к пешеходу, но может нанести гораздо больший ущерб. Что планируют с этим сделать, читайте в нашей статье.

Электросамокат – современное, хотя и достаточно спорное средство передвижения. Оно вызывает не только претензии, но и вопросы: нужно ли получить права на электросамокат, каким правилам должны подчиняться катающиеся, могут ли им выписать штрафы. На эти и другие вопросы отвечаем в этой статье.

На какие самокаты нужны права

На сегодняшний день права нужны только для тех моделей электросамокатов, которые имеют электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Поскольку они приравниваются к мопедам, для использования таких транспортных средств необходимо иметь права категории М. Но если есть любые другие права на управление транспортным средством (например, легковым автомобилем), то этого достаточно и дополнительное обучение не требуется, так что для водителей вопрос о том, как получить права на электросамокат, не стоит.

Штраф за езду на электросамокате без прав, соответственно, тоже не актуален, если вы выбрали модель мощностью менее 4 кВт.

Максимальная скорость самоката: есть ли ограничения

Сейчас ограничения на скорость законодательно не установлены. Но разрабатывается ГОСТ «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний», в котором будут более жесткие требования. Так, электросамокаты признаются электронными средствами индивидуальной мобильности (ЭСИМ), и будут введены ограничения на скорость и допустимые конструкционные особенности.

В частности, предполагаются следующие нововведения (информация актуальна на момент публикации статьи, а законопроект еще дорабатывается):

  • Электросамокаты – это устройства, которые могут развивать скорость до 25 км/ч. Средства передвижения, которые способны развивать бóльшую скорость, планируют приравнять к мопедам.
  • Скорость электросамокатов на некоторых территориях (например, в парках) будет ограничена – не более 8 км/ч.
  • Электросамокатами будут признаны средства передвижения, не оборудованные сиденьями. Этот пункт вызывает критику, потому что есть электросамокаты для маломобильных граждан. Данный транспорт в силу своего назначения и особенностей имеет сиденья, и подобный пункт ГОСТа будет ограничивать права таких «водителей». Но напомним, что стандарт еще обсуждается, поэтому, возможно, в него будут внесены дополнительные изменения.
  • Все электросамокаты планируют снабжать светоотражателями. Также предполагается наличие маркировки (номер двигателя, название производителя, максимально возможные скорость, вес, габариты и так далее).
  • Диаметр шин электросамокатов должен быть не менее 125 мм.

Впрочем, стоит отметить, что этот ГОСТ – только в статусе законопроекта, в него еще будут вноситься доработки, а введение его планируется не ранее 2023 года. Некоторые пункты стандарта уже сейчас подвергаются критике, поэтому, вероятно, они будут изменены с учетом реального опыта пользователей и интересов всех участников дорожного движения.

Штрафы для нарушителей

За 2021 год было зафиксировано почти 700 ДТП с участием электросамокатов. Совершенно очевидно, что ситуация требует более строгой фиксации прав и обязанностей водителей электросамокатов как участников дорожного движения.

Сегодня передвигающиеся на электросамокатах приравниваются к пешеходам, а значит, должны подчиняться тем же правилам, что и пешеходы. Они могут двигаться по тротуарам, обочинам, пешеходным, велопешеходным дорожкам, по краю проезжей части, если нет иного выхода. Поэтому электросамокатчики, едущие по тротуару, ничего не нарушают. Другой вопрос, что в случае столкновения с пешеходом возможны травмы, в том числе серьезные.

На практике, если происходит ДТП с участием электросамоката, сотрудники ДПС могут принимать кардинально разные решения по поводу статуса электросамоката. В некоторых случаях нарушителя приравнивают к пешеходу (тогда при возникновении помех – то есть столкновения – штраф может составлять 1000 рублей) или к водителю мопеда (в этом случае штраф может быть уже 30 000 рублей и больше). Так что законодательство в этой сфере пока неопределенно.

Что делать, если попал в ДТП с участием электросамоката

Необходимо сделать следующее:

  1. Вызовите полицию или ГИБДД.
  2. Сфотографируйте место ДТП, его участников, возьмите у них контактные данные.
  3. Если есть свидетели, возьмите и их контактные данные, их также можно сфотографировать.
  4. Дождитесь, пока сотрудник полиции составит протокол, убедитесь, что в нем все записано верно, после чего подпишите документ.
  5. Если есть физические травмы, обратитесь к специалистам и возьмите справку, что причина травм – столкновение с электросамокатом.

Эти данные понадобятся в том случае, если вы решите обратиться в суд, чтобы взыскать компенсацию с виновника ДТП.

Если человек на электросамокате пьян

В данном случае практика тоже противоречива, но в целом тенденция такова: если пьяный человек управляет самокатом мощностью больше определенного показателя (от 0,25 кВт и выше), то самокат приравнивают к мопеду, в этом случае штраф велик, а также могут лишить прав (которые с определенной мощности самоката все же нужны для управления им). Если мощность самоката невелика, то штраф будет весьма скромным, так как электросамокат могут приравнять к велосипеду.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Поделиться:
0 комментариев
Наверх

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара