Позади первый квартал 2021 года. За три месяца Роскачество исследовало продукцию девяти категорий на рынке пищевых и непищевых товаров. Выявлено 54 товара с нарушениями требований технических регламентов и/или ГОСТов, а также товары, которые соответствуют требованиям законодательства, но не дотягиваются до опережающих требований стандарта Роскачества .
Роскачество регулярно информирует производителей и торговые сети о выявленных нарушениях и замечаниях. С каждым годом процент положительных реакций на наши сообщения растет. В текущем году уже 37 производителей сообщили, что благодаря полученным результатам исследований они провели внутренние проверки, внесли изменения в маркировку, усилили контроль на производстве, улучшили качество продукции.
Роскачество сообщает об итогах каждого исследования и производителям, и ритейлу. Основная задача – стимулировать изготовителей и торговые сети улучшить качество продукции или снять ее с производства. Одновременно результаты исследований направляются в контрольно-надзорные органы. Результаты этой деятельности регулярно публикуются на портале под тегом «эффект Роскачества».
Статистика говорит сама за себя
Если в 2019 году на сообщения о неудовлетворительных результатах исследований положительно реагировали всего 32% производителей, то в 2020 году – 60%. За первый квартал 2021 года уже 65% ответов на наши письма содержат позитивный отклик: производители признают вероятность наличия нарушений и сообщают о проведении дополнительных мероприятий для улучшения качества продукции и усиления контроля за производством.
Что именно делают производители
Как показывает практика, эффект Роскачества в большинстве случаев приводит к тому, что:
- Производители сообщают о пересмотре программы контроля качества продукции и (или) проведении корректировки технологических процессов.
- Производители или торговые сети сообщают о проведении собственных исследований аналогичной продукции или хранящихся контрольных образцов и предоставляют протоколы соответствующих испытаний.
- Производители (торговые сети) сообщают об отзыве или снятии с реализации продукции, в отношении которой специалистами Роскачества были установлены факты нарушений требований к качеству и безопасности.
- Производители направляют заявления о проведении повторных испытаний по факту проведения корректирующих действий.
Представители крупных торговых сетей – Х5 Retail Group, «Азбука Вкуса», «Ашан», «ВкусВилл», «Глобус», «Дикси», «Лента», «О’Кей», Metro С&C и других – стабильно реагируют на наши сообщения и со своей стороны проводят дополнительные мероприятия, направленные на усиление контроля за поставщиками: устраивают внеочередные проверки, запрашивают результаты дополнительных исследований, отказываются от работы с конкретными производителями, если те не гарантируют исправления ситуации.
Примеры результатов работы Роскачества за январь – март 2021 года
Эффективность такой системы работы находит подтверждение в конкретных примерах улучшения качества продукции.
Исследование питьевой воды выявило, что зачастую оформление этикеток не соответствует требованиям ТР ЕАЭС 044/2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» в части упоминания группы или категории воды (новый технический регламент не предусматривает их указание в маркировке, если продукция изготовлена не по ГОСТу). Соответствующие упоминания производители убрали с этикеток воды торговых марок «Святой источник «Светлячок», «Черноголовка», а также детской питьевой воды «Калинов родничок».
Не только этикетка подвергается корректировке. Еще один изготовитель – природной воды ТМ «Синеборье» – изъял некачественный товар из продажи, со складов дистрибьюторов и провел корректирующие мероприятия, усилив контроль на производстве.
Даже радикальнее поступило ООО «Цикория С. А.»: после получения информации о выявленных недостатках оно сняло с производства два вида специй – лавровый лист и красный острый молотый перец.
«ВкусВилл» после исследования Роскачества сменил поставщика рыбы.
«Гиперглобус» сообщил о том, что будет проводить более тщательную проверку бананов, поступающих из Эквадора (в образцах, участвовавших в исследовании, были обнаружены пестициды), а также проинформировал, что поставщик со своей стороны предпринял действия по улучшению ситуации – возводит дополнительные ограждения, чтобы химические вещества не заносились с соседних плантаций. Ранее «Гиперглобус» приостановил продажу бананов до устранения нарушения.
Чаще всего производители подходят к решению проблем комплексно. Это многонаправленная деятельность, включающая в себя дополнительные внутренние проверки в независимых или собственных лабораториях, усиление контроля за производством, работу с сотрудниками. Таким образом поступили производители обезжиренного творога «Б.Ю. Александров», «Рузский», «Простоквашино», блинов с мясом «Добрый пекарь и Ко».
Производитель блинчиков с мясом «Морозко» сообщил, что внес изменения в маркировку, чтобы покупатели точно понимали, какой продукт они приобретают, и знали, как именно его нужно готовить. На этикетке появилась надпись, что блинчики – полуфабрикат, который требует термической обработки перед употреблением в пищу.
Знак, похожий на российский Знак качества, исчезнет с этикеток семян
Отдельного упоминания заслуживает пример с производителем семян – ООО «Научно-производственное объединение “Сад и огород”». Изготовитель несколько лет размещал на упаковке семян якобы самостоятельно разработанный знак, до смешения похожий на российский Знак качества (буква «К» в пятиугольнике). При этом исследование данной продукции Роскачеством не проводилось.
Юристы Роскачества обратились к руководству компании с требованием убрать знак, так как он вводит потребителя в заблуждение. Проблему удалось решить без привлечения контрольно-надзорных органов: производитель признал ошибку и уведомил, что выпуск упаковок прекращен, впредь семена будут упаковываться в пакеты с другим дизайном.
Знак качества нельзя размещать на товарах, которые не проходили тестирование и не подтвердили соответствие стандартам Роскачества.
Роскачество приняло решение не настаивать на отзыве уже готовой сезонной продукции в разгар посевного сезона, поскольку производитель все же откликнулся на претензию и оперативно исправил ситуацию. Окончательно упаковки семян, на которых фигурирует незаслуженно «полученный» знак, исчезнут из продажи по окончании весеннего сезона.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.